Пятнадцать раз повторяю, а он не слышит! Почему это происходит у детей с нормальным слухом

Легастения

Возможно, что для изучения и описания эволюции и миграции языков фонетика является вполне достаточным инструментом. Однако в сфере практической детской педагогики современная фонетика не только не разрешает многих проблем речевой коррекции и обучения грамоте, но наоборот, часто усугубляет эти проблемы.

(Легастения — общее понятие для дислексии и дискалькулии — дидактическое заболевание, при котором интеллектуально здоровые люди обнаруживают серьезные проблемы при обучении чтению и письму.)

Число легастеников в англо- и франкоязычных странах превышает 9% от населения. Еще недавно в Германии эта цифра равнялась 6%. По актуальным данным Dislexieverband среди 7,8 млн. германских детей в возрасте от 6 до 15 лет официально признано легастениками/дислексиками 1,8 млн. [1]

В России насчитывается всего лишь 3% легастеников, причем заболевание это проявляется не в столь крайней форме, как на Западе — хоть и с большими проблемами, но русскому чтению оказываются обучаемы почти все российские дети, не страдающие интеллектуальными отклонениями.

В это же время в Японии число легастеников равно нулю. [2] Западные исследователи пытаются объяснить этот факт тем, что японская письменность приближена к рисункам и вследствие этого воспринимается правым полушарием мозга. Однако в Израиле и в Арабских Эмиратах буквы ни в коей мере не являются рисунками, и все же легастения в Израиле проявляется лишь в тех случаях, когда обучение детей-иммигрантов чтению начинается не с иврита, а с русского или с английского языков. Налицо прямая взаимосвязь между возникновением легастении и традиционной для Запада фонемо-буквенной методологией обучения.

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонематическое восприятие — это умение определять звуковой состав слова, то есть анализировать его.

Например, сколько звуков, слогов в каком-либо слове, какой звук стоит в начале, в конце, в середине. Фонематическое восприятие формируется в процессе обучения в школе и является фундаментом для последующего обучения грамотному письму.

Разница между фонематическим слухом и восприятием заключается в том, что фонематический слух является частью физического слуха, дается человеку от рождения, ему не нужно специально обучать, но необходимо развивать.

Хороший фонематический слух позволяет воспринимать чужую речь, грамотно строить свою, четко произнося звуки. Фонематическое восприятие само по себе не разовьется, ему специально обучают. Очевидно, что, имея проблемы с фонематическим слухом, ребенок не сможет развить фонематическое восприятие.

Разные взгляды на речевые звуки

Разница между европейским и восточным взглядом на речевые звуки сложилась под влиянием разных принципов письменности. В Европе применяются азбуки фонемные, а на Востоке — слоговые и консонантные. Европейские алфавиты содержат, как правило, от тридцати до сорока букв, и именно эти буквы европейцы называют звуками.

Европейцы пообразованнее уточняют в этом месте, что буквы и звуки относятся друг к другу не непосредственно, а через так называемые фонемы. Ведь многообразие речевых звуков со всеми их реальными оттенками в речи каждого человека огромно, а тридцать-сорок букв — это всего лишь условность, приблизительные обобщения, артикуляционные и акустические признаки реальных звуков, но не сами звуки.

“Звук и фонема соотносятся между собой как явление и сущность этого явления. Это значит, что фонема — обобщенная, недоступная непосредственному восприятию единица — имеет в своем распоряжении некоторое количество звуковых вариантов, в которых она, смотря по обстоятельствам, и реализуется. Один из этих вариантов (наименее обусловленный) считается основным, представительным для данной фонемы.” [3]

Фонематический слух влияет на формирование речи ребенка

Наряду с лексическими и грамматическими навыками, фонематический слух и правильное звукопроизношение является базой для формирования умений, обеспечивающих успешность протекания речевой деятельности, т. е. полноценной коммуникации.

В свою очередь фонематический слух влияет на формирование речи ребенка как устной, так и затем письменной.

Рассмотрим влияние фонематического слуха на развитие устной речи (верное восприятие обращенной речи, понимание речевой информации, воспринимаемой на слух (например: сказки, рассказы), также формирование правильного звукопроизношения и точного воспроизведения собственной речевой информации).

Причин неправильного произношения звуков множество.

Одной из причин является низкий уровень развития фонематического слуха (может иметь первичный уровень и вторичный).

Формирование правильного звукопроизношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков (способность определить наличие звуков, количество звуков, их последовательность в фонематическом отрезке, в возможности характеристики каждого звука), т. е. от уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом.

Так, например, искаженное произношение звука, а в особенности замена на другие звуки сопровождается недостаточным различением сходных по артикуляции или акустическим признакам звуков: звонкие заменяются глухими (Ж-Ш, З-С), твердые — мягкими (Л-ЛЬ, С-СЬ …), свистящие — шипящими (С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ, СЬ-Ч)(саро — сало, сапка — шапка, wампа — лампа), вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук (Ш, С на Щ) и т.д.

Отсутствие звука в слове или нарушение звуконаполняемости слова может быть следствием того, что ребенок не может определить наличие звука в слове (кот — крот, ваенки — валенки, цетоик — цветочек).Также в устной речи может наблюдаться нарушение слоговой структуры (даже в случае, если все звуки, входящие в слово произносятся правильно), когда ребенок переставляет звуки и слоги местами или добавляет другие, заменяет другими (катиль — скатерть, сипед — велосипед, псипцы — чипсы, кафенька — конфетка).

У детей наблюдается общая смазанность речи, нечеткая дикция. Некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя. На этом фоне отмечается трудности восприятия и различения окончаний слов, недоговаривание окончаний, недостаточный уровень грамматических категорий, т. е. нет согласованной связи между словами в падежных окончаниях, числительных и прилагательных с существительными (Два лопата. Бела облака. Картина висят стена), трудности восприятия и различения приставок в однокоренных словах, суффиксов, предлогов.

Дети испытывают трудность в том, чтобы внимательно слушать и поднять руку в момент произнесения определенного звука, слога. Им трудно повторить за логопедом слог с парным звуком, подобрать слова или картинки, начинающиеся на заданный звук, определить какой звук стоит в начале слова и т. д.

Наблюдается нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи.

Приемы формирования фонематического слуха различны: практика восприятия на слух (умение опознать и различать фонемы на слух) и говорения; фонетический анализ и синтез (определять характеристики звуков: ударность-безударность гласного, твердость-мягкость, глухость-звонкость согласного, последовательность звуков) и прочее.

Пятнадцать раз повторяю, а он не слышит! Почему это происходит у детей с нормальным слухом

Работа ведется с учетом формирования фонематического слуха в онтогенезе, т. е. исходя из закономерной последовательности того, как фонематический слух формируется естественным путем. Также необходимо учитывать возраст и возможности ребенка. Работу необходимо начинать с менее сложных видов работы и затем стремиться к более сложным (приблизительно так и отражена последовательность работы в примерных заданиях для развития фонематического слуха).

Предлагаем ознакомиться  Через сколько проявляется заражение крови

Варианты заданий

  1. Хлопни, если услышишь звук А (и другие гласные звуки, потом и согласные) среди других звуков, слогов, слов (А — ОУЫЭИАОИЫААЫУО; АМ, ОП, ЫП, ЭС, АВ…; ПО,ТА, СЫ, МА, ВЭ…; АВТОБУС, УШИ, ОБРУЧ…; МАК, НОС, ПУХ…; РУКА, ПИЛЫ, ОВОЩИ…).
  2. Вспомни слова, которые начинаются на А (О, У, И) (АИСТ, АЗБУКА, АРКА; ОБРУЧ, ОБЛАКО, ОВОЩ), первый гласный обязательно ударный.
  3. Вспомни слова, которые заканчиваются на М (и др.) или найди среди картинок.картинки со звуком М
  4. Обведи (или найди) картинки, названия которых начинаются с гласных красным цветом, а с согласных — синим (ИГОЛКА, МЯЧ, УТКА, ЗОНТ).
  5. Раскрась (или найди) гласные буквы красным цветом, а согласные — синим.гласные и согласные буквы
  6. Обведи (или найди) картинки, названия которых заканчиваются на гласный звук красным цветом, а на согласный — синим (ТОПОР, РУЧКА, ОКНО, ШАРФ, ЛУК).
  7. Найди картинку, которая начинается на заданный звук (звук произносит взрослый) (на гласный — ударный, затем на согласный) (О — ОБЛОКО, У — УХО; С — СЛОН, М — МУХА).
  8. Соедини между собой картинки, названия которых начинаются на один и тот же звук.предметы с одинаковым звуком в начале слова
  9. Найди картинку, которая заканчивается на заданный звук (звук произносит взрослый) (сначала согласный, затем на гласный) (Н — ДИВАН; О — ПЕРО).
  10. Соедини между собой картинки, названия которых заканчиваются на один и тот же звук.предметы с одинаковым звуком в конце слова
  11. Какая картинка лишняя? Обрати внимание на первый звук. лишняя картинка по первому звуку
  12. Какая картинка лишняя? Обрати внимание на последний звук.лишняя картинка по последнему звуку
  13. Напиши рядом с картинкой букву (или найди и поставь букву), на которую начинается слово (сначала гласная — ударная, затем согласная).какая буква первая гласная какая буква первая согласная
  14. Напиши рядом с картинкой букву (или найди и поставь букву), на которую заканчивается слово (сначала согласная, затем гласная).какая буква последняя согласная какая буква последняя гласная
  15. Раскрась (или найди) только те картинки, в названии которых есть звук С (КУБИК, БУСЫ, СНЕЖИНКА, ГРИБ, ЛИСТ); У (ЦВЕТОК, УТКА, КАПУСТА, ЧАШКА, ПАУТИНА) и другие гласные и согласные звуки.
  16. Где находится звук Р: в начале, в середине или в конце названий картинок? (соедини с нужной схемой или раскрась нужный квадрат в схеме) и другие и согласные звуки.
  17. Названия каких картинок начинаются на звук М (твердый), а каких на звук МЬ (мягкий)?
  18. Найди предметы, названия которых заканчиваются одинаково.слова заканчиваются одинаково
  19. В середине каких слов есть звук Ч (и другие). Придумай свое слово.
  20. Раскрась квадраты в схеме (или составь из фишек) соответствующие гласным звукам — красным, твердым согласным — синим, мягким согласным — зеленым (ЛЕС, КОТ, ОСА — восприятие на слух).
  21. Прочитай слова, раскрась квадраты в схемах в нужный цвет (или используй фишки).
  22. Прочитай слова (или на слух, находя нужную букву, или используя картинки) по первым звукам названий картинок. Запиши их (или используй буквы из кассы букв) (ЗАМОК, ОСЛИК, НОЖНИЦЫ, ТРУБОЧКА — ЗОНТ).слово из первых звуков
  23. Назови картинки. Сколько слогов в каждом слове (определи с помощью хлопков)? Напиши (скажи или найди цифру).количество слогов
  24. Прочитай слова (напечатанные или выложенные из букв кассы), раздели на слоги — вертикальной чертой, хлопками (или отделяя слоги).деление на слоги
  25. Подбери схемы к словам (или к картинкам) в соответствии с количеством слогов.схема слогов
  26. Соедини картинки, в названиях которых одинаковое количество слогов.слова с одинаковым количеством слогов
  27. Назови предметы, назови все звуки в слове по порядку (БУСЫ, МЫЛО, СЫР, ЛУНА, МАК).
  28. Определи какой звук в слове 2-ой, 4-ый, 1-ый… (ЧАСЫ, ЖУК, ЧАШКА, НОС, СТУЛ, ПИЛКА, БОЧКА).
  29. Помоги подобрать рифму (БИЛЕТ — омлет, жилет, вельвет; МОШКА — ложка, крошка, брошка, кошка).
  30. Определи, чем похожи слова (БЫЛ-БИЛ, ВЫЛ-ВИЛ, РАД-РЯД, МЫЛО-МИЛО, ДАРЫ-ДАРИ, САДЫ-САДИ, НОСЫ-НОСИ).
  31. Измени в названии картинок (слова) последний звук (СТОП — стол, СУК — суп, СОН — сок, СЫР — сын).
  32. Измени в названии картинок (слова) первый звук (МАК-рак, СУК-лук, СОН-тон, РОТ-кот).
  33. Отгадай какое слово хочу сказать (ПРИ…, КУ…, ЗО…, ЧЕ…, ЛО…).
  34. Подбери нужное слово (на слух или с картинками) (МИШКА — МИСКА, кот ест из…, в берлоге спит…; КАСКА-КАШКА, НАС-НАШ, МАШЕТ-МАЖЕТ, КРЫША-КРЫСА, КОЗА-КОСА).слова с одинаковым количеством слогов найди слово по смыслу

На этом я завершаю статью, посвященную роли фонематического слуха в развитии речи ребенка. Надеюсь что статья была вам интересна и полезна.

С уважением, логопед Центра Семейной Помощи «Энергия Семьи»

Альхименко Ольга Викторовна.

– Как определить нарушения обработки слуховой информации?

Пятнадцать раз повторяю, а он не слышит! Почему это происходит у детей с нормальным слухом

– Исследований много, выбор зависит от того, что именно интересует врача – острота слуха, слуховая чувствительность или еще какие-то параметры.

Как слышать фонемы

Например, гласная фонема/буква “О” является условным обобщением трех совершенно разных вокал в слове “МОЛОКО”, а буква “Г” в речи южнороссиян по звучанию скорее похожа на звонкий вариант фрикативного “Х”, но не на взрывной звук “Г” северян. В русском произношении допускается редуцирование, искажение, сглатывание многих фонем, как гласных так и согласных, и написанные слова иногда очень сильно отличаются от слов произнесенных.

Не случайно еще Бодуэн де Куртене требовал от школьных учителей и университетских преподавателей “не смешивать звуки языка и означающие их начертания”, и считал это “краеугольным камнем лингвистического образования”. Но разве для русских преподавателей может быть авторитетно мнение какого-то там Бодуэна де Куртене, доктора наук, профессора четырех университетов, свободно владевшего минимум пятью западноевропейскими языками, известнейшего исследователя индо-европейских языков, основоположника российской фонетики? Для многих, как оказывается, совсем не авторитетно.

“Фонема — это 1) Кратчайшая (минимальная) единица системы выражения звукового языка, представляющая собой определенную совокупность одновременно дифференциальных признаков и способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем. 2) (звуковой тип) Класс фонетически подобных звуков. 3) (акустико-артикуляционное представление) В психологической трактовке — представление звука речи в качестве психического эквивалента реально произносимых звуков. 4) Абстракция второй степени, представляющая собой отвлечение от всех позиционных вариантов произнесения данного звука.” [4]

“Фонема — это абстрактная неделимая звуковая единица языка, служащая для различения значимых единиц (словоформ, морфем) и обнаруживающая свои различительные признаки в разных позициях.” [5]

Чего греха таить, многим русским преподавателям никакая наука не авторитетна, ведь всё-равно от нее нет никакой практической пользы. И по сей день втолковывают школьные учителя своим первоклассникам, что “Буква и звук — это почти одно и то же, только буквы мы пишем, а звуки слышим”. Чтобы дети поняли такие объяснения, взрослые еще задолго до школы пытаются развить малышам фонематический слух.

Но слышать фонемы, то есть слышать абстракции — это всё-равно что вместо реальных предметов видеть их названия, на такое здоровый человек не способен, учить такому вредно. При этом маленьким детям предлагается работать с абстракцией даже не первой степени, и даже не второй, как утверждает словарь Ахмановой, а с абстракцией третьей (!) степени. Об этом ниже.

Предлагаем ознакомиться  Сыпь большими пятнами у ребенка

“Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей 6—7-летнего возраста произвести звуковой анализ слова. Это неумение старших дошкольников разложить слово на составляющие его звуки многие исследователи склонны объяснить тем, что ребенок не слышит звуков в слове.

Мы сталкиваемся со своеобразным парадоксом: с одной стороны, доказанная многочисленными исследованиями возможность очень тонкого различения ребенком звуковых комплексов, формирующаяся уже к 2 годам, и, с другой стороны, неумение ребенка старшего дошкольного возраста „услышать“ отдельный звук в слове.” [6]

“В психологической литературе, с нашей точки зрения, произошло смешение двух принципиально различных понятий — фонематического различения ребенком звуков речи и умения разделить слово на составляющие его звуки. Широко бытующие в педагогической и методической литературе указания на то, что у здоровых детей подготовительной к школе группы плохо развит фонематический слух, являются принципиально неправильными.

“Слово в речи делится не на звуки, а на слоги <…> В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.” [7]

Итак, тут мы подошли к необходимости рассмотреть, что есть такое слоговые знаки, которые у всех народов предшествовали буквам-фонемам.

Восточные письменные знаки, в отличие от европейских, содержат в себе сразу целый слог. Например, в японской хирагане иероглифом あ записывается слог А, а иероглифом ま записывается слог МА. Причем это именно европейцы называют японское письмо слоговым, сами же японцы называют его звуковым, то есть считают МА одним неделимым звуком. Ни одному умом нормальному японцу не придет в голову в слове まま (МА-МА) искать звук あ (А).

Точно так же и в консонантной письменности Ближнего Востока: огласовка никогда не рассматривается как самостоятельный “гласный звук”, но записывается всегда лишь как придаток к консонанте, а часто не записывается вообще. Согласная буква מ, например, сразу прочитывается как МЪ, или МА, или МУ, или МИ, и разделить эту звуковую единицу на две “половинки” не позволяется.

То, что в Европе называют “отдельным гласным звуком”, например “гласный звук А” или “гласный звук У” или “гласный звук И”, на Ближнем Востоке считается лишь вокальной огласовкой, неотъемлемой от гортанного щелчка (консонант א) или от свободного выдоха (консонант ע). По понятиям израильтян, например, в слове МАМА не произносится ни свободного выдоха עА, ни гортанного щелчка אА, а значит и “отдельного звука А” в слове МАМА нету.

Вспомним при этом, что почти любой российский учитель, почти каждый российский логопед одним из первых вопросов задает ребенку именно вопрос о том, с какого звука начинается слово “МАМА”. И когда ребенок говорит “МА”, взрослый без толики сомнения начинает его переучивать на свой лад.

Читая этот экскурс в восточное звукоделение, некоторые россияне сразу возражают: “К чему это сравнение с японским и еврейским языком? Мы ведь не произносим никаких гортанных щелчков. У нас свой язык, русский, со своими правилами, со своей грамматикой!”

Это огромное заблуждение, уважаемые. Во-первых, гортанные щелчки и свободные выдохи мы произносим в нашей речи постоянно. Слово ах невозможно произнести без гортанного щелчка или без свободного выдоха в начале, один из этих согласных звуков непременно произнесется даже без нашего желания. Так же и со словами аист, окна, ухо, эхо, искры — гортанный щелчок или свободный выдох образуются там, где мы в начале слова произносим ударные А, О, У, И или Э.

Каждый из нас с самого раннего младенчества умел кряхтеть и кашлять, и каждый из нас слышал от родителей усиленное א А א А א А א А א А, когда они призывали нас поднатужиться и покакать. Одними лишь буквами ААААА это горловое кряхтение записать невозможно, в русской азбуке не хватает согласной буквы для этого щелчка, равно как не хватает буквы для обозначения свободного выдоха.

Во-вторых, русская письменность появилась когда-то по образу и подобию письменностей восточных. В старославянском языке не было закрытых слогов, и вся устная речь звучала как поток открытых слогов типа “С Г”. Так, например, слова къто, чьто, кънязь делились только на открытые слоги (къ-то, чь-то, къ-ня-зь), а буквы ъ и ь считались безударными неопределенными гласными [8].

Пятнадцать раз повторяю, а он не слышит! Почему это происходит у детей с нормальным слухом

Гласная буква ъ была изъята из русской грамматики с приходом большевиков к власти менее всего лишь ста лет назад. До революции 1917 года написать звук М без последующей гласной буквы Ъ в слове домъ считалось в России верхом безграмотности. После революции всё, что было исследовано и записано по поводу русской фонетики нашими отечественными учеными — это не более чем анамнез инвалида после удаления у него жизненно важного органа. Случайное упоминание в научной работе об удаленной фонеме всерьез грозило ученому репрессиями со стороны Наркомпроса.

Варианты заданий

  1. Тугоухость

Советы Ольги Азовой – как помочь ребенку с нарушением обработки слуховой информации

  1. Тугоухость
  1. Синдром дефицита внимание и гиперактивности (СДВГ)

Из-за особенностей функционирования центральной нервной системы дети с СДВГ крайне неусидчивы, им трудно сосредоточиться, поэтому звуки речи они улавливают частично, не вслушиваются, соответственно и воспроизводят их так, как услышали.

В этом случае необходимо уделить особое внимание занятиям для развития фонематического слуха и речь постепенно нормализуется.

  1. Инфекционные заболевания, проблемы с пищеварением

Эти причины могут повлиять косвенно – слабый иммунитет, недостаток полезных веществ приводят к тому, что ребенок становится вялым, апатичным, плохо концентрирует внимание и, как следствие, может пострадать фонематический слух.

  1. Эндокринные нарушения

Избыток или недостаток гормонов чреват не только нарушениями речи, но и более серьезными проблемами вплоть до умственной отсталости.

  1. Травмы головы и заболевания, связанные с воспалением головного мозга (энцефалит, менингит).
  2. Социальная среда

Если родители мало разговаривают с ребенком, изолируют от общения со сверстниками, не читают книги вслух, то не стоит удивляться, что у него возникнут проблемы.

У малыша просто не будет возможности тренировать свой речевой слух. Отрицательно может повлиять нарушение дикции у мамы, папы или другого родственника, постоянно общающегося с малышом.

Зачем развивать фонематический слух

Это замедлит развитие связной речи, приведет к ошибкам при чтении и письме, к сложностям при изучении иностранных языков.

Бывает так, что ребенок говорит чисто, но не может разделить слоги на звуки. Например, на просьбу назвать первый звук в слове «рука», говорит «ру». Это тоже указывает на недоразвитие фонематического слуха, которое нужно исправлять. В противном случае неизбежны проблемы с грамотным письмом.

Также страдает словарный запас, ребенку будет трудно произносить сложные слова, связно излагать мысли, поддерживать нужную интонацию в разговоре, управлять громкостью голоса.

Чтобы этих проблем не было, нужно развивать фонематический слух. И чем раньше начать это делать, тем лучше.

«Угадай звук»

Можно положить перед малышом лист бумаги, ложку с тарелкой, свисток, затем попросить отвернуться или закрыть глаза. В это время пошуршать бумажкой, потопать ногами, свистнуть, постучать ложкой о тарелку, а ребенок будет говорить, что происходит.

«Что внутри?»

В непрозрачные одинаковые коробочки, например, из-под киндер-сюрпризов положить пуговицы, горох, пшено, сахарный песок. Трясти коробочки по очереди и угадывать, что внутри.

«Хлопушка»

Нужно повторить за взрослым хлопки в ладоши различной громкости. Можно не только похлопать, но и постучать ложкой по столу с разной громкостью, потопать ногами.

Предлагаем ознакомиться  Атопический дерматит причины обострения

«Жмурки»

Знакомая с детства игра, когда нужно идти на звук колокольчика или хлопки.

Затем можно добавить игры на определение качества речи.

«Кто это?»

Нужно записать на камеру телефона или диктофон голоса нескольких родственников или знакомых малышу людей. Дать послушать и попросить угадать, кто говорит.

«Зверюшки»

Рассказать небольшую историю про животных: «Жили-были папа-кот (гусь, лягушка, утка, собака…), мама-кошка и их котенок. Папа говорил «мяу-мяу» (низким голосом), мама говорила «мяу-мяу» (средним по высоте голосом), а котенок пищал «мяу-мяу» (высоким голосом)». Затем попросить ребенка угадать, кто сейчас говорит, произнося «мяу» разными голосами в произвольном порядке. Потом можно поменяться ролями.

«Поезда»

Объяснить ребенку, что когда поезд едет далеко, его плохо слышно, поэтому он сигналит тихо «ту-туу». А когда поезд совсем рядом, он сигналит громко «ту-туу». Потом нужно изображать сигнал поочередно тихим и громким голосом, а ребенок будет угадывать, далеко поезд или близко. Можно усложнить задачу, добавив поезд, который едет не далеко и не близко, и угадывать сигналы уже трех поездов. Затем поменяться ролями.

После того как малыш начнет справляться с этими играми, можно переходить к заданиям на узнавание слов.

«Игрушки»

Подобрать разные игрушки, выстроить в ряд и называть ребенку. Одну часть игрушек нужно называть правильно, а другую — намеренно меняя первую букву, например, тошка — кошка, фобака — собака. Малыш должен угадывать, когда правильно, а когда нет.

Пятнадцать раз повторяю, а он не слышит! Почему это происходит у детей с нормальным слухом

«Картинки»

Наклеить или нарисовать на листе бумаги похожие по названию картинки, например, мишку и мышку, кошку и ложку. Взрослый называет слова, а ребенок показывает соответствующую картинку.

Следующее упражнение помогает научиться различать слоги.

Прежде чем приступить к их выполнению, нужно объяснить ребенку, что такое слоги. Начать с простых примеров, например, несколько раз четко произнести слово «ко-за», разделяя его на слоги.

Можно при произнесении каждого слога хлопнуть в ладоши или стукнуть карандашом по столу, посчитать вместе с ребенком количество хлопков. Объяснить, что слово «коза» состоит из двух частей, которые называются слоги.

Когда ребенок это поймет, можно перейти к изучению односложных, а потом многосложных слов.

«Лишний слог»

Пятнадцать раз повторяю, а он не слышит! Почему это происходит у детей с нормальным слухом

Взрослый произносит ряд слогов, например, «жу-жу-жу-зу-жу-жу». Услышав лишний слог, ребенок говорит «стоп» или хлопает в ладоши.

После задания на распознавание слогов, можно вводить упражнения на распознавание звуков.

«Свой звук»

Ребенок выбирает звук, который ему предстоит «опознать», а взрослый произносит цепочку произвольных звуков. Как только ребенок услышит «свой звук», он должен хлопнуть в ладоши.

«Имитация»

Ребенку нужно воспроизвести какой-нибудь природный звук. Например, змея — ш-ш-ш-ш, волк — у-у-у-у, жук — ж-ж-ж-ж.

Когда все предыдущие задания будут усвоены, можно переходить к упражнениям, объединяющим полученные навыки.

«Сколько звуков?»

Взрослый произносит различные звукосочетания, а ребенок называет количество звуков. Например, о-о-о — один, ро-о — два и так далее.

«Пропущенные буквы»

Взрослый называет слова, пропуская один звук, задача ребенка определить, что пропущено (сне_инка, ка_тошка).

Домашние занятия просты, не занимают много времени. Их можно проводить как целенаправленно, так и между делом: по дороге в детский сад, ожидая своей очереди к врачу, в поездке. Они помогут ребенку легко пройти все этапы формирования фонематического развития.

Проводить их лучше всего в игровой форме, непринужденно, чтобы малыш не успел заскучать. Результатом занятий станет правильная речь и отличные оценки в школе.

Что такое слог?

“Слог — это фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком [подчеркнуто Л.Ш., правильно было бы фонема] и речевым тактом… С точки зрения речедвигательного управления слог есть минимальная цепочка звуков, внутри которой действуют правила коартикуляции (наложение артикуляции последующего звука на артикуляцию предыдущего) <…>

Пятнадцать раз повторяю, а он не слышит! Почему это происходит у детей с нормальным слухом

Из этого определения видно, что слог есть “минимальная цепочка”, а значит разделить его на еще более мелкие составляющие элементы в реальной устной речи невозможно. И если дети произносят слог как неразрывный “цельный артикуляционный комплекс”, который “задается единым блогом нейрофизических команд”, то логично, что именно эту звуковую величину, без искажения далее не делимую, они называют звуком.

Необходимо уточнить, что речь идет именно об открытых слогах типа “С Г” (согласный гласный), а не о всяких разных слогах с несколькими согласными.

“Слогоразделы в интерактивных комплексах согласных неопределенны ввиду невыраженности дистрибутивных схем слога (о-стрый / ос-трый / ост-рый)” [10]

Другими словами, связи между примыкающими согласными в слоге настолько слабы, что даже архинатренированные взрослые специалисты оказываются до сих пор не способны договориться, как же правильно делить слова на слоги. Что считать грамотным переносом слов со строки на строку — это остается в академической науке большим вопросом.

Требовать от дошкольника “правильного” слогоделения, причем требовать еще до того, как он научился читать — это есть совсем не корректно по отношению к ребенку. Без умения читать ребенок оказывается не способен понять фонемо-буквенный и слоговый строй речи, как беззубый грудничок оказывается неспособен жевать кусочки мяса.

Поразмышляйте, последите за собственной артикуляцией, и вы сами убедитесь, что М в слове МАМА произносится несколько иначе, чем М в слове МУХА. В слове МУХА губы вытягиваются вперед трубочкой еще до того, как началось М. Когда логопеды и учителя для демонстрации усиленно удлиняют М в слоге МУ, чтобы показать ребенку, что М от У отделяемы — они в этот момент просто подменяют одни звуки другими и произносят ММУ вместо МУ.

Дети каждый раз с удивлением не могут понять, как же это взрослый не слышит разницу между столь разными МУ и ММУ. Ведь дети не могут предположить, что у взрослых уже давно испорчен нормальный слух, но зато развит слух фонематический. Если бы у каждого из этих слов МУ и ММУ было в русском языке свое собственное лексическое значение, например как в словах СУ (в смысле “французская монетка”) и ССУ (в смысле “писаю”), то ребенок сразу указал бы взрослому на неправомерность такой подмены.

Фонематический анализ слова

Никакого парадокса, оказывается, нет. Дети к двум годам очень тонко слышат звуки, а вот слышать фонемы отказываются. Проблема состоит лишь в том, что взрослый предлагает ребенку в устных словах вместо звуков искать абстрактные единицы, то есть “половинки звуков”, которых в природе на самом деле не существует и которые в принципе невозможно ни произнести, ни услышать.

“Звук — это фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между фонемой и слогом, то есть ритмическим речевым тактом. С точки зрения речедвигательного управления звук есть минимальная цепочка, состоящая из согласной и гласной фонем, внутри которой действуют правила коартикуляции (наложение артикуляции последующей гласной фонемы на артикуляцию предыдущей согласной) <…>

Итак, в слове МАМА нет ни одного звука М, но есть два одинаковых звука МА. Звук М есть в слове ДОМ. Звуки не могут быть гласными или согласными, гласными или согласными могут быть только буквы и фонемы. — вот и все основные правила восточной теории, понятные детям как само собой разумеющееся. Если принять новую для России теоретическую концепцию, рассмотренную выше, то у российских детей серьезно поубавится проблем с речевым слухом.

Оцените статью
Стояк
Adblock detector