Методы развития мышления – MOZGOTREN

Классификация

В психологии выделяют виды мышления в зависимости от способа, которым человек приходит к выводам:

  • Наглядно-действенное – познавательная деятельность, основанная на восприятии конкретных объектов и манипуляций с ними;
  • Наглядно-образное – опирается на образы и суждения, позволяет использовать конкретные образы для иллюстрации умозаключений;
  • Словесно-логическое – опирается на логические конструкции и умозаключения. Способно рассуждать об отвлечённых понятиях;
  • Предметно-действенное – близко к наглядно-действенному. Используется для решения прикладных задач;
  • Эмпирическое – использование пережитого опыта для умозаключений.

Каждому человеку в той или иной мере свойственны все типы. Словесно-логический или абстрактный тип развивается позже остальных. Характерен только для человека. Другие типы в разной степени проявляются у некоторых животных. В сущности, абстрактное мышление позволяет человеку использовать широкий понятийный аппарат и передавать знания через опосредованные источники – книга, обучающий фильм и т.д.

Технологии развития мышления

Несомненно, чтобы начать развиваться, не нужно много финансовых затрат и каких-либо снарядов как при занятии спортом, необходимо всего несколько свободных минут в день (скажем, 15 -30 мин), постоянство и эффективное использование выделенного времени. Бесспорно, условия развития мышления не требуют специальных программ в обязательном порядке или только указанных упражнений, однако, рационально использовать собственное время помогут тренажеры для мышления.

Типы мышления, которые нужно систематически развивать:

  • Логическое
  • Абстрактное
  • Творческое
  • Наглядно-действенное
  • Наглядно-образное

Методы развития мышления - MOZGOTREN

Вся мыслительная система человека требует постоянного развития, начиная с самого рождения, и даже определенные генетические данные, не развивая, можно привести к деградации и потере. Именно в этом русле появилось понятие когнитивного мышления, что дословно означает направленного на всестороннее развитие. Таким образом, предпринимая действия по развитию своего мышления в различных его типах и отраслях, вы поддерживаете когнитивное развитие.

Понятие когнитивной системы человека характеризируется некоторыми базовыми свойствами, такими как эффективность, алгоритмичность, усвояемость, адаптируемость и выразительность. Это составляющие для постоянного развития своего мышления и получения положительных результатов. По данным исследований, каждый человек, при условии отсутствия повреждений, рождается с приблизительно похожими задатками к когнитивному развитию и его дальнейший успех в этом деле зависит только от занятий и упражнений.

У малышей раннего возраста, не достригших 4-х лет, знакомство с миром происходит через взаимодействие с предметами и прикосновения, поэтому особенностью этих дошкольников является то, что на первом месте у них пока действенное мышление (больше об особенностях наглядно-действенного мышления у детей мы рассказывали

С 4-5 лет дети уже могут представлять различные ситуации в своей голове и могут найти предмет по его словесному описанию. Для ребенка данного возраста характерна более обширная картина мира.

Новая обстановка меняет уклад жизни ребенка, его социальные роли в коллективе и семье. В образовательном учреждении задания усложняются, и умственная деятельность школьника перестает опираться только на практическую составляющую. Для того чтобы решать задачи, необходимо учиться рассуждать и анализировать, а это уже новые умственные операции.

Основная сложность в правильном психическом становлении у детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что они быстро теряют интерес и, как следствие, суть процесса. К среднему школьному возрасту ребенок уже может планировать. Правильно сформированное наглядно-образное взаимодействие к этому моменту, способствует лучшему усвоению новых предметов в школе.

В жизни подростков

Внимание. В подростковом возрасте идет большой скачок в мыслительной деятельности. Эволюция образного познания происходит в связке с речевыми изменениями.

Наглядно-образное мышление на данном этапе связано со следующими проявлениями: подросток стремится к правильным определениям, логическим обоснованиям, в речи чаще появляются предложения со сложной структурой, она становится более выразительной.

Хороший уровень всех типов мышления позволяет в подростковом возрасте приступить к последовательному изучению основ наук. Новые школьные предметы требуют обобщения опыта, оперирования сложными понятиями, способности самостоятельно мыслить, сравнивать и рассуждать, а развитие этих умений как раз формируется на основе наглядно-образного мышления, тесно связано с ним.

это позволяет действовать по ситуации. В истории человечества образное мышление позволило людям улучшить свое ручное мастерство. Высокий уровень такого мышления во взрослой жизни улучшает творческие способности, повышает степень креативности и генерирования новых идей. А также улучшает разные участки памяти, внутреннее чутье и позволяет свободно себя ощущать в незнакомых ситуациях.

Творческие профессии требуют задействования образного мышления и креативности, которая исходит из него и будет работать в паре с аналитическими способностями человека. Образность способствует развитию острого ума и желанию расширять кругозор. Возможность найти нестандартные подходы к различным ситуациям помогут выходить из них проще и быстрее. А умение визуализировать желания и мечты сделает их исполнение более достижимым.

Наглядно-действенное мышление

Это самая ранняя форма мыслительной деятельности, которая развивается у человека. Она характерна для детей младше 3 лет. Мыслительные операции основываются на манипуляциях с реально существующими осязаемыми предметами. Каждая задача решается сразу на практическом этапе, во время манипуляций с предметами.

Это первый этап становления мыслительной деятельности. Сроки, в которые должно начаться его развитие, варьируются. Некоторые специалисты указывают, что ребёнок способен к простейшим мыслительным операциям с рождения. Другие – что развитие мыслительных процессов тесно связано с возможностью двигаться и появляется одновременно со снижением гипертонуса мышц. Ориентировочные сроки — 6 месяцев — 1 год.

Яркие и неконтролируемые проявления наглядно-действенного мышления у детей старше 3 лет, подростков и взрослых говорят о серьёзных нарушениях психики – умственной отсталости, регрессе при психозах. Пациент проявляет ярко выраженное желание хватать, ломать и прятать окружающие предметы.

Этот вид решения жизненных задач получил своё название из-за того, что ребёнок постоянно производит какие-либо манипуляции с окружающими предметами. Наиболее яркие проявления – малыш хватает игрушки, стучит ими, пробует на зуб, облизывает, пытается разобрать и собрать.

Отучать ребёнка от этих манипуляций не имеет смысла, гораздо более важная задача родителей – обеспечит малыша игрушками, которые он смог бы разобрать и собрать, не повредив. Отличный вариант — сортеры. У этой развивающей игрушки множество функций и модификаций. Принцип действия, как правило, схож — собрать, разобрать, соотнести цвета, грани, формы. Это и пазл, и конструктор в одной игрушке. Посмотрите подборку умных игрушек в различных ценах и вариациях здесь.

У взрослых подобные мыслительные операции задействуются в тех случаях, когда результат действий нельзя предугадать на основе имеющихся умозаключений. Яркий пример – освоение незнакомой техники. Расстановка мебели в комнате или предметов на столе, выбор необходимых материалов по форме, текстуре, субъективным ощущениям.

Данный тип мыслительного процесса является продуктом левого полушария и состоит он в создании в сознании копии существующего предмета или объекта и выявлении его свойств и возможной пользы сначала в своем воображении для последующего применения в реальности. Для простоты можно представить маленького ребенка, который смотря на предмет и трогая его, представляет, куда он влезет, съедобный он или нет, можно ли его кинуть или ударить ним.

Взрослые люди также используют данный прием, перебирая в голове возможные полезные свойства предмета, они представляют его в действии и делают предварительный вывод о пригодности его для такого использования. Это ярко выражается, когда взрослый человек ищет чем заменить недостающую деталь или из чего ее сделать.

Тренировка данного процесса происходит во всех играх, где просчитываются различные комбинации ходов, например в шахматах или шашках, но также есть и специально разработанные упражнения:

  1. Определение характеристик предмета – выберите один из предметов, лежащих в вашей комнате, и попробуйте представить его вес. После этого проверьте его по ощущениям, взяв в руки, и определите таким ли вы его представляли. Также мысленно определите его площадь и попробуйте выяснить соотношение с площадью вашей комнаты. Сколько таких предметов вместится в один слой, а как насчет объема? Если такими предметами забить всю комнату, сколько бы их получилось?
  2. Головоломки – как материальные, так и виртуальные головоломки помогают развивать наглядно-действенное мышление. Они заставляют сначала в воображении производить действия на несколько шагов вперед, а потом проверять результат на практике.
  3. Конструктор – не только желанная игрушка для детей, но и отличный способ придумать множество различных фигур и попытаться их собрать. Это отличная тренировка для вашего мозга, и чем больше деталей в конструкторе, тем лучше.
  4. Лепка фигурок – как и конструктор, помогает воплотить в жизнь ранее задуманный вами объект и попытаться сделать его именно таким, каким вы его себе представляли. Если у вас есть желание и время на такое занятие, обязательно попробуйте.
Предлагаем ознакомиться  Розовый ободок на коже

Это самый древний вид мыслительной деятельности, возникший у первобытных предков человека и первым формирующийся у маленького ребенка. А еще, как считают ученые, именно этот вид мыслительной деятельности есть у высших животных.

Мышление называют опосредованной психической деятельностью, потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» — образы или слова. А наглядно-действенное мышление отличается тем, что в качестве таких «посредников» в нем выступают материальные объекты. Этот вид мышления возникает только в процессе предметной деятельности, когда человек манипулирует предметами.

Думаю, все видели, как играет маленький ребенок 2-3 лет: составляет башню из кубиков, собирает пирамидку, складывая колесики по размеру, а то и откручивает колеса у новой машинки. Это не просто игра. Малыш так размышляет и развивается умственно. Пока ему доступно только наглядно-действенное мышление, вот и мыслительные операции у него принимают вид предметной, манипулятивной деятельности:

  • Сравнение – выбор подходящего по размеру кружочка или кубика.
  • Синтез – составление из отдельных элементов-кубиков единого целого – башни.
  • Ну, и анализ, когда малыш разбирает целую вещь (машинку или куклу) на отдельные составляющие.

Ученые называют наглядно-действенное мышление предмышлением, подчеркивая, что непосредственно-чувственного в нем больше, чем опосредованного. Но это очень важный этап развития мыслительной деятельности, в том числе умственного развития ребенка.

Нельзя считать этот вид мышления примитивным или неполноценным. У взрослых людей он тоже присутствует и активно участвует в предметной деятельности. Например, мы его используем, когда варим суп, копаем грядки на огороде, вяжем носки или чиним кран в ванной. А у некоторых этот тип мышление даже временами преобладает над абстрактно-логическим и образным. Таких людей называют мастерами «от Бога», говорят, что у них «золотые руки».

Именно, кстати, руки, а не голова. Потому что такие люди могут починить сложный механизм, совершено не разбираясь в принципе его работы. Для этого им нужно просто его разобрать, а потом собрать. Разбирая, они поймут, из-за чего поломка, а собирая, исправят ее, да еще и усовершенствуют агрегат.

Логическое мышление

Методы развития мышления - MOZGOTREN

Абстрактное мышление оперирует не только образами, но и отвлечёнными понятиями. Человек, у которого развился данный тип умственной деятельности, способен систематизировать информацию и целенаправленно её искать, планировать свои занятия. Считается высшей степенью развития мозговой деятельности, характерно только для человека.

Начало формирования абстрактного мышления приходится на 5-7 лет. Поздний дошкольный и ранний школьный период. Полностью способность оперировать абстрактными понятиями формируется у подростков и сохраняется всю жизнь.

Признаки того, что у дошкольника начало развиваться логическое мышление:

  1. осмысленное использование отвлечённых понятий в речи,
  2. появление навыка подробного планирования своей деятельности,
  3. понимание причинно-следственных связей в действиях окружающих.

Все эти операции происходят без непосредственного контакта с предметами.

Нарушение мозговой деятельности проявляются в неспособности обобщать, выделять главное, понимать переносный смысл слов и выражений. Для выявления подобных расстройств используются тесты, в которых нужно интерпретировать пословицу или поговорку, выявить принципиальное сходство между разными объектами.

Особенности

Этот тип мышления пользуется сложными логическими операциями. У подростков и взрослых людей он основной. Благодаря ему человек способен планировать, ставить перед собой задачи и оценивать их выполнимость, давать оценку собственным действиям и действиям окружающих, делать выводы и учиться на основе собственного и чужого опыта. Характерно глубокое внимание к деталям, понимание контекста, низкая эмоциональная вовлечённость.

Этот вид мышления считается высшим, ему специально обучают детей в школе, и нередко уровень его развития отождествляется с интеллектом. Хоть это и не совсем правильно, потому что без участия образного мышления с помощью только логического можно решать лишь элементарные задачи – пусть и сложные, но имеющие одно единственно верное решение. Таких задач много в математике, а вот в реальной жизни они встречаются нечасто.

Но абстрактно-логическое мышление ценно еще и тем, что позволяет оперировать абстрактными понятиями, не имеющими опоры на реальные образы, такими, например, как функция, дифференциал, справедливость, совесть, объем, длина и т. д.

Этот вид мышления тесно связан с речевой деятельностью, поэтому предпосылки для его развития появляются у детей, когда они полностью овладели речью. В качестве инструментов логического мышления выступают слова и словесные конструкции – предложения. Само название этого вида мышления происходит не столько от слова «логика», сколько от греческого «логос» — слово, понятие, мысль.

Слова в абстрактно-логическом мышлении заменяют образы, действия, чувства. Это позволяет мыслить отвлечено, абстрактно, вне связи с конкретной ситуацией или объектом. Животные, даже высшие, не наделенные способностью к речевой деятельности, такой возможности лишены.

Процесс абстрактно-логического мышления иногда называют внутренней речью, так как он протекает в словесной форме. Причем, если размышления (внутренняя речь) не приносят успеха в решении проблемы или осмыслении вопроса, то психологи рекомендуют переходить на внешнюю речь, то есть на рассуждения вслух. В этом случае человек уже не будет отвлекаться на случайно и спонтанно возникающие образы и ассоциации.

Мы говорили, что образное мышление объемно, многопланово и позволяет видеть ситуацию или проблему в целом, масштабно. В отличие от него, абстрактно-логическое мышление дискретно, так как состоит из отдельных кирпичиков, элементов. Такими кирпичиками и являются слова и предложения. Использование слов позволяет организовать мышление, упорядочить его. Такая организация делает смутные, расплывчатые мысли более четкими, ясными.

А еще логическое мышление линейно, оно подчинено законам алгоритма, которые требуют последовательно переходить от одной мыслительной операции к другой. Самое главное для него – последовательное выстраивание рассуждений.

Подобный способ мышления может вызывать затруднения, когда мысли начинают путаться, словно разбегаться в разные стороны, или мельтешить как комары летним вечером. Не успевает человек серьезно продумать одну мысль, а ее сменяет следующая, причем часто не связанная с основной проблемой. Или осеняет гениальная идея, вспыхивает на мгновение и улетает прочь, чтобы затеряться в лабиринте извилин.

И так жалко бывает, ведь мысль-то неплохая, дельная! Только ведь не поймать ее уже. Эта бестолковая «ловля мыслей» раздражает, утомляет и вызывает желание махнуть рукой на эти хаотичные мысли и поискать готовое решение в интернете. Причина подобных затруднений проста – отсутствие навыка мыслительной деятельности. Мышление, как и любая другая деятельность, нуждается в постоянных тренировках.

Методы развития мышления - MOZGOTREN

Знаете поговорку: «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»? Этот закон можно прочитать наоборот. Логическое мышление требует хорошо развитой, четкой, упорядоченной речи. Но этого недостаточно. Если образное мышление спонтанно, стихийно, интуитивно и зависит от вдохновения, то упорядоченное логическое подчиняется строгим законам, которые были сформулированы еще в эпоху Античности более 2 тысяч лет назад.

И хоть этот вид мышления считается высшим, но ограничиваться им не стоит. Это не панацея и не уникальный многофункциональный инструмент. Наиболее эффективно вставшую перед нами проблему можно решить, подключая образное мышление.

Это, пожалуй, наиболее популярная часть умственного процесса, о которой вспоминают в первую очередь и предлагают множество тренажеров для ее развития. Подход к данному типу должен быть комплексным, однако стоит понимать, что данная систематизация не отображает полной картины всех процессов, присущих для логического мышления. Поэтому, рассмотрим те составляющие исследуемого процесса, над которыми и будет вестись развивающая работа в дальнейшем.

  • Анализ – это понимание структуры вещей, возможность в уме разделить что-либо до самых мелких составляющих и найти связи между ними. Будь-то строение живой ткани, химический состав материала или цепочка событий, ведущая к одному результату, анализ поможет понять суть происходящего до мелочей.
  • Сравнение – возможность в точности выделить все схожие и противоположные элементы вещей, событий, понятий. Даже не связанные между собой объекты могут иметь общие черты или совершенно разные и для правильной их классификации, необходимо развивать эту способность.
  • Синтез – создание одной общей структуры из отдельных ее частей, иногда уже в другом порядке или комбинации, чем это было до того. Данная способность распространяется как на физические объекты, так и на абстрактные, а также на цепочки событий, которые можно интерпретировать по-разному. Тренировка способности синтезировать недооценена и важна, она помогает увидеть различные варианты взаимосвязи, казалось бы, в очевидных вещах.
  • Абстрагирование – использование абстрактных понятий в мыслительном процессе на замену конкретным образам. При этом человек осознанно отвлекается от несущественных деталей для того, чтобы увидеть картину целиком.
Предлагаем ознакомиться  Как правильно питаться при высоком холестерине?

Методы развития логического мышления довольно просты и насчитывают массу упражнений, которые не только собраны в тренажеры, но и доступны в отдельном варианте каждому желающему развиваться:

  1. Чтение – простой способ повлиять на свои мыслительные способности, при этом не так важен жанр и стиль материала. Читатель учится обрабатывать получаемую информацию, анализировать ее, делать предварительные выводы, корректировать их в процессе получения новой информации. Сложно представить себе развивающуюся личность, которая вообще не читает, это маленький, но очень важный шаг в саморазвитии.
  2. Логические игры – возможность совместить приятное времяпровождение с полезным занятием для ума. Таких упражнений множество и они представлены как в цифровых вариантах, так и физическими настольными играми.
  3. Онлайн-тренажеры – это те же увлекательные занятия, собранные в одном месте но уже предлагают эффективный быстрый анализ ваших действий и направленны на улучшение результата.
  4. Логические цепочки – простое занятие, которое доступно даже детям суть его состоит в том, чтобы из цепочки заранее написанных слов, аргументированно вычеркнуть лишнее, не связанное с остальными.
  5. Логическая связь – задание, предлагающее найти между, на первый взгляд, абсолютно разными словами, как можно больше объединяющих их фактов.
  6. Ведение дневника – очень полезная привычка, позволяющая анализировать прошедшие за день события и выражать их в письменной форме, давать им свою оценку и предполагать причины такого результата.
  7. Предложения с несвязанными словами – как уже понятно из названия, нужно построить предложение, максимально интересное и привлекательное с несколькими не связанными между собой словами, которые придумываются и записываются заранее. Количество таких слов может регулировать уровень сложности упражнения.

Наглядно-образное мышление

Данный процесс помогает в решении реально существующих проблем и задач без привлечения физических действий, а лишь при помощи образов создаваемых из реальных предметов в голове. В отличие от творческого воображения, объекты, создаваемые в голове реально существуют и остается лишь подобрать варианты их использования для максимально эффективного решения проблемы.

Важным заданием при тренировке данного процесса, развивать способность воссоздания точных образов существующих объектов, для этого подобраны несколько упражнений:

  1. Воспроизведение в деталях увиденного объекта – это тренирует внимательность и позволяет в дальнейшем замечать и сохранять в памяти больше деталей. Для этого вспомните любой предмет или живой объект и постарайтесь его описать для себя максимально точно, сколько на нем точек, какого он цвета, какой характер поверхности, есть ли углы и сколько их? Чем больше деталей вы сможете воссоздавать, тем эффективнее тренируется пространственное мышление, переносящее объекты из реального мира в ваше мыслительное пространство.
  2. Описание явления по памяти – речь идет о реально существующем явлении, свидетелем которого вы были. Например, опишите дождь с грозой, какой запах при этом? Какая температура дождя, он холодный или приятный? И какой окружающий воздух по температуре в сравнении с дождем? Какой стала земля во время дождя, какой характер грунта у вас под ногами? Чем больше деталей удастся воссоздать, тем эффективнее проходит тренировка.
  3. Недавняя прогулка – вспомните последнюю прогулку и дайте как можно больше ответов на различные вопросы о ее деталях: где это было? Сколько вас было человек и во что вы были одеты? Какие звуки вас окружали и о чем вы беседовали? Вы что-нибудь кушали и какой был вкус? Такие упражнения можно развивать и составлять подобные, они одинаково хорошо активизируют процесс создания образа в вашей памяти.

Эта форма мышления проявляет себя тем, что ребёнок способен представить конечный результат своих действий. При наглядно-действенном способе малыш не догадывается о результате своих действий, но запоминает взаимосвязи в результате повторения. При наглядно-образном дошкольник догадывается о том, что станет результатом.

Наглядно-образное мышление формируется на базе наглядно-действенного. Формирование начинается в возрасте около 3 лет. Это основной вид умственной активности дошкольников. Достигает пика в 5-6 лет.

Чувства и образы

Признаки того, что у малыша появились зачатки образного мышления:

  1. он способен узнавать предметы, не трогая их,
  2. способен выделять несколько похожих объектов,
  3. разбивать простые задачи на несколько связанных между собой составляющих.

Инструменты для развития образного способа думать – сборные игрушки (пирамидки, кубики, пазлы — подборка здесь), в дальнейшем – наблюдение за природой, пересказы услышанного, рисование по памяти. Критерий того, что образное мышление активно развивается – малыш может описать свои действия перед тем, как начать их.

Расстройства наглядно-образного мышления в детстве – это отсутствие характерных для данного этапа навыков, потеря интереса к сложным игрушкам. У взрослых подобные нарушения выглядят следующим образом:

  • Бесцельные манипуляции с предметами. Пример – больной может долго и бесцельно чиркать зажигалкой;
  • Нелепые действия с предметами, которые создают ощущение детской игры;
  • Подражательные действия;
  • Мимо-действия – похожие на правильные, но нарочито неэффективные (зажигание спички другим концом);
  • Разрушительные действия – агрессивные или аутоагрессивные.

Образ – это целостное представление о результате своей деятельности. Он становится основой для формирования более сложного абстрактного мышления, поддерживает способность к целостному восприятию. У взрослых основная функция образов – постановка целей для своих действий, эмоциональная вовлечённость в деятельность, формирование творческого подхода.

Образное мышление может работать только с теми явлениями, с которыми уже сталкивалось, поэтому на данной стадии развития крайне важно наблюдение. В восприятие образа всегда включены эмоции – это важно и для детей, и для взрослых, занятых творческой работой. В то же время для подобного типа мозговой работы не характерно особенное внимание к деталям – оно подмечает важные и существенные качества объекта, а остальные могут быть искажены или отброшены.

Основными инструментами наглядно-образного мышления являются образы, как результат чувственного восприятия и осмысления действительности. То есть образ – это не фотографический отпечаток объекта, а результат работы нашего мозга. Поэтому он в той или иной степени может отличаться от оригинала.

Наше мышление оперирует тремя видами образов.

  1. Образы-восприятия, связаны с непосредственной деятельностью наших органов чувств: визуальные картинки, звуки, запахи и т. д. Это тоже не фотографические копии реальности, ведь мы можем что-то не расслышать, не увидеть каких-то деталей – мозг домыслит, дополнит недостающее.
  2. Образы-представления – это образная информация, которая хранится в нашей памяти. И при сохранении образы становятся еще менее точными, так как не слишком значимые и важные детали утрачиваются или забываются.
  3. Образы-воображения являются результатом деятельности одного из самых таинственных познавательных процессов. С помощью воображения мы можем воссоздать по описанию или придумать образ никогда не виденного существа или объекта. Однако и эти образы связаны с реальностью, так как являются результатом переработки и комбинирования хранящейся в памяти информации.

Все три вида образов активно участвуют в познавательной деятельности, даже если речь идет об абстрактно-логическом мышлении. Без этого вида информации невозможно ни решение задач, ни творчество.

Образное мышление – более высокая ступень мыслительной деятельности, но оно тоже не слишком нуждается в словах. Ведь даже такие абстрактные понятия, как «любовь», «ненависть», «верность», «обида» мы можем осмыслить через образы и чувства.

У ребенка образное мышление начинает формироваться где-то в 3 года, а пиком его развития считают 5-7 лет. Недаром это время называют возрастом фантазеров и художников. На данном периоде развития дети уже хорошо владеют речевой деятельностью, но слова совсем не мешают образам, они дополняют и уточняют их.

Считается, что язык образов сложнее языка слов, потому что образов намного больше, они разнообразны, окрашены многочисленными оттенками чувств. Поэтому слов для обозначения всех образов, участвующих в нашем мышлении, не хватает.

Образное мышление является основой высшего познавательного процесса – творчества. Оно присуще не только художникам, поэтам, музыкантам, но и всем тем, кто имеет высокий уровень креативности и любит изобретать новое. Но у основной массы людей наглядно-образное мышление отходит на второй план, уступая первенство абстрактно-логическому мышлению.

Абстрактное мышление

Его часто называют вербальным или словесно-логическим, так как оно оперирует словами, при этом из огромного массива слов, человек выделяет наиболее значимые для данной ситуации и из них составляет краткое описание в своей голове. В данном процессе во внимание не берутся все дополнительные слова и понятия, которые не несут ключевого значения, а лишь передают окрас или эмоциональную составляющую.

Предлагаем ознакомиться  Омник - инструкция по применению, описание, отзывы пациентов и врачей, аналоги

Тренировать вербальное мышление важно всем, но особенно детям, которым предстоит еще много учится, и данная способность поднимет эффективность обучения и его простоту на новый уровень.

Манипуляции с предметами

Данный тип, как и предыдущий, оперирует несколькими основными составляющими:

  • Понятие – группы объектов объединяемые одинаковыми признаками. В данном случае не важны каждый из объектов по отдельности, а только ключевые характеристики, присущие им всем.
  • Суждение – можно охарактеризовать как своего рода неполный вывод, когда утверждается определенная мысль и она берется ко вниманию, но она охватывает не всю картину целиком, а лишь один аспект.
  • Умозаключение – полноценный вывод, который делается, опираясь на все суждения в данной теме.

Несколько эффективных упражнений для развития абстрактного типа мышления:

  1. Повторить предложение другими словами – в ходе выполнения задания, смысл и детали предложения должны остаться без изменений, но ни одно слово не должно повториться. Для достижения максимальной эффективности, работу над одним предложением нужно повторять как можно больше раз, то есть придумать максимальное количество новых словосочетаний, передающих туже мысль.
  2. Убрать лишнее слово – из группы заранее подготовленных слов, одно не вписывается в общее понятие, его нужно найти и аргументированно убрать.
  3. Найти отличия между парами слов – материал также готовится заранее, группированные по парам слова могут быть абсолютно разными, при этом в ходе тренировки нужно выделить как можно больше отличий, некоторые из них очевидны, а другие придется поискать.
  4. Слова на сложные буквы – выбрав наименее встречаемые в обиходе буквы, нужно придумать на них как можно больше слов.

Творческое мышление

Это способность уникальным способом проанализировать и обработать информацию и по новому подойти к решению классических задач. Данное умение изначально заложено в каждом человеке, стоит лишь найти способ активизировать спящий потенциал для достижения новых результатов. Не встречающихся до этого. Данный потенциал помогает не только в создании нового креативного продукта, но и облегчает практическую жизнь человека, помогая всегда найти выход из сложившийся ситуации, даже тогда, когда традиционные способы бессильны.

Принципы совершенствования в данном направлении хорошо известны и очень популярны в данное время, однако это вовсе не значит, что их используют многие в своей практике. Все они базируются на необходимости регулярных новых знакомств, расширении своего кругозора, посещении новых мест и занятий. Постоянное, непрерывное обучение в любых масштабах – обязательная составляющая успеха в данном деле, а импровизация и стремление к идеальному результату – не заставят долго ждать отличных плодов.

Для развития в себе творческих качеств, стоит обратить внимание на несколько простых но эффективных упражнений:

  1. Воспроизведение образов – для этого вспомните несколько человек, с которыми вы встречались на протяжении дня, представьте их как можно детальнее, до самой маленькой складки на лице. А теперь заставьте данный образ менять свое настроение и мимику, улыбаться вам, сердится или расстраиваться. Для усложнения данной задачи, вспомните ближайший праздник или событие, где собиралась группа людей. Воссоздайте в памяти все мельчайшие детали, включая одежду каждого из них, музыку, которая звучала, вкус угощений и запахи в воздухе. Также можно учиться воссоздавать отдельные группы образов, по одному признаку, например, по цвету – нужно вспомнить как можно больше зеленых овощей, потом желтых, дальше красных, или по вкусу – сладкие, горькие, кислые.
  2. Тренировка воображения – это любимая игра детей, но она может стать полезным упражнением и для взрослых. Создание в голове несуществующих образов, позволяет увидеть знакомые ранее вещи под совсем другим углом. Это положительно сказывается на умении найти выход из любой ситуации и развивает креативность в подходе к любой задаче. Для тренировки творческого воображения нужно представить предмет или понятие или знак, который в реальном мире не живой, не является личностью и довольно однозначен по своей сути. Далее в своем воображении нужно наделить его характером, привычками, добрым или злым нравом, любимыми занятиями, почему он это делает или так поступает, представить чем бы хотел заниматься данный объект, где бы предпочел жить, с кем дружить. В самом начале таких упражнений, будет небольшой конфликт с логической частью мышления, и вам будет казаться данное занятие глупым и бесполезным, однако это важный инструмент в развитии творческого воображения и креативности.
  3. Фантастические истории – увлекательное и полезное занятие, которое, к тому же, может быть и веселым. Для начала, придумайте невероятную ситуацию в нескольких словах, например: «динозавры вдруг ожили» или «улитки поработили мир», и постарайтесь, развивая тему, сочинить как можно обширнее историю. Коснитесь не только вопросов одной личности в такой ситуации, но и как в глобальном плане это повлияло на мир.
  4. Воображение вероятного будущего – это один из инструментов развития творческого начала в вашей личности, ведь вы можете придумать свое будущее максимально правдоподобным, но при этом таким, каким захотите. Для того, чтобы конкретизировать задачу, выберите себе упражнение вроде письма вашем пра-правнукам или списка вещей, которые вы хотели-бы передать своим потомкам. Также можно придумать чек-лист покупок на случай зомби-апокалипсиса или на тот день, когда роботы захватят мир. Такой процесс хоть и кажется нелепым, но помогает подключать логику и воображение, и в вашем мышлении все происходящее аргументированно и имеет основание.

Есть и еще один вид, который стоит несколько особняком. Изучать его начали сравнительно недавно, но исследования уже доказали принципиальную значимость этого вида мышления не только для полноценной жизни человека, но и для развития человеческой цивилизации. Это творческое мышление. Но о нем стоит поговорить отдельно.

Конкретно-предметный тип

Методы развития мышления - MOZGOTREN

Подборка конструктора, отлично развивающего конкретно-предметный тип мышления

Как и наглядно-действенное мышление, конкретно-предметный тип связан с прямым взаимодействием с предметами, но является его более развитым типом. Человек, обладающий конкретно-предметным мышлением, в отличие от маленького ребёнка, имеет цель и представляет результат своих действий. Такой тип мыслительной деятельности сопровождает прикладные операции, чаще всего в технической сфере. Оно позволяет «подстроить» определённые приспособления под конкретную ситуацию.

Формы (критерии) мышления

Мышление оперирует несколькими основными категориями, которые характерны в основном для абстрактно-логического типа.

  • Понятие — простейший акт мыслительной деятельности. Он отражает сам факт понимания предметов или явлений. Внешнее проявление понятия – способность назвать объект, используя его основные черты (чёрная кошка, холодный дождь, плохое настроение и т.д.).
  • Суждение — способность устанавливать взаимосвязь между понятиями, объединять их в группы. Внешнее выражение – способность описать одно понятие с помощью других в предложении. Примеры суждений – кошка и собака – это животные; дождь – осадки в виде воды.
  • Умозаключение — позволяет выводить новые суждения из имеющихся, взаимосвязанных между собой. Пример умозаключения: дождь – это осадки в виде воды, зимой вода замерзает, значит, дождь возможен только летом. Умозаключения могут быть верными или неверными. Пример неверного умозаключения – кошка – животное, кошка мяукает, значит, все животные мяукают.

Отдельный вид умозаключений – гипотеза. Она частично или полностью основана на предположениях и требует проверки и доказательств. В повседневной жизни человек производит несколько сотен умозаключений в день. Например, из показаний термометра за окном делает вывод, какую одежду надеть.

Операции мышления

  • Операции – это своеобразные единицы измерения мышления. За их счёт и осуществляется мыслительная деятельность. Они присутствуют на любом этапе развития интеллектуальных способностей, но проявляются в разных формах.
  • Сравнение — это поиск различий и сходств между объектами. На основании сравнения объекты могут объединяться в группе по схожести.
  • Анализ — разделение объекта на составляющие. На простейшем этапе сопровождается физическим разделением объекта (ребёнок ломает игрушки).
  • Синтез — операция, противоположная анализу – воссоздание вида целого объекта из его частей.
  • Абстракция — выделение существенных признаков объекта, игнорирование несущественных.
  • Конкретизация — операция, противоположная абстрагированию – выявление конкретных характеристик объекта, восприятие его многообразия.
  • Индукция — выведение умозаключения от частного к общему, распространение знаний о конкретном объекте на всю группу похожих объектов.
  • Дедукция — операция, противоположная индукции – выведение умозаключения от общего к частному, распространение знаний о группе объектов на каждый объект их этой группы.
  • Классификация — разделение объектов по их различию. Выполняется на основе сравнения.
  • Обобщение — выявление общих признаков для разных объектов. Эта операция выполняется на основе сравнения.
Оцените статью
Стояк
Adblock detector