Отличие эмоций человека от эмоций животного (стр. 5 из 7)

Эмоции человека
связаны не только с его первичными,
биологическими потребностями. много
усилий и времени ученые затратили на
то, чтобы разобраться в вопросе об
общности и различиях в мотивацииповедения
людей и животных. у тех и других, без
сомнения, есть немало общих, чисто
органических потребностей, и в этом
отношении трудно обнаружить сколько-нибудь
заметные мотивационные различия между
животным и человеком.

Есть
также ряд потребностей, в отношении
которых вопрос о принципиальных различиях
между человеком и животными представляется
однозначно и определенно нерешаемым,
т.е. спорным. Это потребности в общении
(контактах с себе подобными и другими
живыми существами), альтруизме,
доминировании (мотив власти), агрессивности.

У
человека имеются и специфические
социальные потребности, близкие аналоги
которых нельзя обнаружить ни у одного
из животных. Это духовные потребности,
потребности, имеющие нравственно-ценностную
основу, творческие потребности,
потребность в самосовершенствовании
и самореализации, эстетические и ряд
других потребностей. Поэтому у человека
существует и ряд различных эмоций,
связанных с удовлетворением или
неудовлетворением таких потребностей.

4
Функции эмоций

Для
чего же нужны эмоции? Возможно, было бы
лучше без них? Они, наоборот, очень мешают
жить, а сформированный навык осуществляется
вообще без участия эмоций, они могут
только отодвинуть от достижения заданной
цели. Отрицательное их влияние было
доказано не только у человека, но и у
животных.

Хорошо известно, что стадо
животных, охваченное паникой, нередко
мчится навстречу смерти. Это не просто
банальный вопрос, возникающий почти у
каждого. Он очень важный и совершенно
неслучайный. Дело в том, что некоторые
ученые считали, будто эмоции совсем не
нужны для людей и животных, среди других
психических состояний, но это не так.
Эмоции в организме человека и животного
выполняют очень важную функцию –
регуляторную.

Выделяют
несколько регуляторных функций эмоций:
отражательную (оценочную), побуждающую,
подкрепляющую, переключательную,
коммуникативную.

Отражательная
функция эмоций выражается в обобщенной
оценке событий. Эмоции охватывают весь
организм и представляют почти мгновенную
и интегральную оценку поведения в целом,
что позволяет определить полезность и
вредность воздействующих на существо
факторов еще до того, как будет определена
локализация вредного воздействия.

Эмоция
как особое внутреннее состояние и
субъективное переживание выполняет
функцию оценки обстоятельств ситуации
на основе возникшей потребности и
интуитивного представления о возможностях
ее удовлетворения. Эмоциональная оценка
отличается от осознанных когнитивных
оценочных операций ума, она выполняется
на чувственном уровне.

Предвосхищающие
эмоции успешно изучались в составе
мыслительной деятельности при решении
творческих задач (шахматных). Эмоции
предвосхищения связаны с появлением
переживания догадки, идеи решения,
которая еще не вербализована.

П.В.
Симонов выделяет у эмоций подкрепляющую
функцию. Известно, что эмоции принимают
самое непосредственное участие в
процессах обучения и памяти. Значимые
события, вызывающие эмоциональные
реакции, быстрее и надолго запечатлеваются
в памяти. Так, у сытой кошки нельзя
выработать условные пищевые рефлексы.

Для успешного обучения необходимо
наличие мотивационного возбуждения, в
данном случае отражающегося в чувстве
голода. Однако соединения индифферентного
раздражителя с голодовым возбуждением
еще недостаточно для выработок условных
пищевых рефлексов. Требуется третий
компонент – воздействие фактора,
способного удовлетворить существующую
потребность, т.е. пищи.

Переключательная
функция эмоций состоит в том, что они
часто побуждают к изменению своего
поведения. Переключательная функция
эмоций наиболее ярко обнаруживается в
экстремальных ситуациях, когда возникает
борьба между естественным для человека
инстинктом самосохранения и социальной
потребностью следовать определенной
этической норме.

Важной
функцией эмоций является коммуникативная
функция. Мимика, жесты, позы, выразительные
вздохи, изменение интонации являются
«языком чувств» и позволяют передавать
свои переживания другим, информировать
их о своем отношении к явлениям, объектам
и т.д.

1 Происхождение
эмоций – от животного к человеку

Эмоции
– эволюционно древние регуляторные
программы поведения, активируемые
сигналами внешней среды. Развитие их
тесно связано с соматическим развитием
животных. Первые эмоции появляются уже
на этапе узловой нервной системы.
Вероятно, как только одни потомки
кишечно-полостных, наделённых примитивной
нервной системой, научились поглощать
других, у животных стали вырабатываться
программы поведения, препятствующие
этому процессу.

Особи, получившие
возможность воспринимать, например,
сигналы опасности или вредности из
внешней среды, имели больше шансов на
выживание. Причем эти сигналы, по причине
примитивности строения тела и нервной
системы, непосредственно преобразовывались
в действие – убегание или отторжение
яда (выплевывание, рвота).

В
ходе эволюции происходило усложнение
внутреннего строения животных. Это
сопровождалось образованием
специализированной системы нейрорегуляции
– формированием вегетативной нервной
системы (ВНС). ВНС регулирует работу
внутренних органов – просвет бронхов,
тонус сосудов, мочевого пузыря,
потоотделение и пр.

Естественно, что те
животные, у которых двигательные
программы включали и вегетативную
регуляцию, причем в правильном сочетании
с первичным двигательным комплексом,
могли более успешно бороться за выживание.
Например, эмоции гнева или страха требуют
быстрой активации мышечной системы.
Если при этом мышцы смогут дополнительно
получить кровь, кислород, глюкозу и
другие компоненты с параллельным
торможением функционально не важных в
данный момент органов – кишечника,
мочевого пузыря, почек – то такое животное
окажется проворнее и, следовательно,
жизнеспособнее.

Поэтому
следующий этап развития эмоций
характеризуется присоединением к
двигательным программам вегетативного
комплекса. Один
сигнал из внешней среды может активировать
процессоры двигательного и вегетативного
ряда. Следует заметить, что программы
вегетативного направления могут быть
активированы и без эмоций.

В
процессе развития сообществ животных
эмоции обогатились ещё одним видом
программ – коммуникативным. Хотя, по
сути, это программы двигательные, но
функциональная направленность их в
корне отличается от основной. Программы
коммуникативного направления – это
мимика и позиционные комплексы. Они
созданы природой для обмена сигналами
и регуляции поведения животных в стае.
В отличие от них первичные эмоции
управляют поведением животных вне стаи.

Предлагаем ознакомиться  Как вылечить нервный тик в 2 шага?

Таким
образом, в процессе эволюции происходило,
во-первых, обогащение программной части
первичных эмоций, а во-вторых, расширение
программных вариантов эмоционального
поведения. Собственно же эмоции – это
врожденные программы поведения,
содержащие двигательный, вегетативный
и коммуникационный компоненты, и
активируемые единым сигналом, поступающим
из внешней среды.

С
учетом наличия у животных и человека
мотивационных программ регуляции
поведения, взаимодействующих с
субъективным сенсорным образом, весь
этот нейронный комплекс одновременно
активированных рецепторов и процессоров
следует называть сенсорно-мотивационным
комплексом регуляции восприятия и
поведения.

Теперь
о сигналах, активирующих эмоциональные
процессоры. Формировались они в то
время, когда животные только «учились»
воспринимать мир. Поэтому все они просты,
а то и вовсе включают один параметр как,
например, хеморецепторы вкуса и обоняния.
В зрительной модальности это сигналы
тени, света, движения и другие.

Всё это
сигналы с рецепторов жесткого типа.
Поэтому как животные, так и человек не
учатся эмоциональному отношению к
внешнему миру. Мы это получаем при
рождении, так же как почки или кожу. В
то же время эмоциональные программы
могут встраиваться в процессоры
ассоциативного типа, образующиеся у
млекопитающих при жизни во время
обучения.

Интересная
особенность наблюдается в системе
восприятия звуков. Для всех млекопитающих
сложные звуковые сигналы (звукосочетания)
имеют эмоциональную окраску, то есть
восприятие этих сигналов вызывает
соответствующее поведение. Это признак
врожденный и означает наличие в слуховой
системе сложных рецепторов жесткого
типа, способных воспринять сложные
звукосочетания и передающих воспринятый
сигнал далее на процессоры эмоционального
ряда.

У человека, в отличие от остальных
животных в коре головного мозга имеется
центр восприятия речи – зона Вернике.
При повреждении этой зоны теряется
способность понимания слов, но не
теряется способность восприятия
звукосочетаний, имеющих эмоциональную
окраску, например, звуков и мелодии
песни.

У
млекопитающих, особенно у приматов,
получили развитие эволюционно более
поздние рецепторы ассоциативного типа.
Сигнал, возникающий на таком рецепторе,
образуется при слиянии большого
количества сигналов с рецепторов
жесткого типа. Среди этих простых
сигналов есть и активаторы эмоций. У
человека они, чаще всего, не достигают
регуляторной системы «сознание», (то
есть не получают вербальный код), но
активировать мотивационные программы
поведения могут.

Причем их действие
может, как совпадать, так и нарушать
основную программу поведения (то есть
в системе регуляции «сознание»). Именно
поэтому человек может совершать
неожиданные поступки, которым потом и
сам удивляется. При этом такие неожиданные
поступки, вызванные какой-либо эмоцией,
могут сохранить нам жизнь. Чаще всего
осознается это «задним числом». Вариантов
взаимодействия регуляторных систем
«эмоции» и «сознание» может быть много.

2 Мотивация человека и
животного

Как известно, именно потребность
или мотивация является источником
активности животного и человека, в том
числе и источником их эмоций. Ведь эмоция
– это реакция на удовлетворение или
неудовлетворение какой-либо потребности.
Мотивации есть побуждения к деятельности,
связанные с удовлетворением определенных
потребностей. Их делят на три основные
группы:

  1. биологические
    мотивации, которые свойственны человеку
    и животным;

  2. социальные
    мотивации, свойственные человеку и
    частично животным;

  3. духовные
    – свойственные только человеку и
    связанные с интеллектуальными
    потребностями.

Основной причиной возникновения
биологических мотиваций является
отклонение основных констант внутренней
среды организма, т.е. биологические
мотивации формируются на основе
биологических потребностей – голода,
жажды, полового чувства и др.

Так, например, при снижении в
крови уровня питательных веществ,
возбуждаются хеморецепторы, информация
от которых поступает в латеральные ядра
гипоталамуса (центр голода). Эти ядра
могут раздражаться и непосредственно
кровью, в которой снижено содержание
питательных веществ. Возбуждение от
них передается в кору головного мозга
– возникает чувство голода. Возбуждение
постепенно захватывает все большие и
большие участки коры, что обеспечивает
формирование пищевого поведения.

2 Эмоции человека и животного

История
сравнительных исследований дала немало
примеров того общего, что обнаруживается
в психике человека и животных. Тенденция
выстраивания фактов, добытых в этих
исследованиях, такова, что в них между
человеком и животными со временем
выявляется все больше сходства, так что
животные психологически как бы наступают
на человека, отвоевывая у него привилегии
одну за другой, а человек, напротив,
отступает, без особого удовольствия
признавая в себе наличие выраженного
животного и отсутствие преимущественного
разумного начала.

Вопрос
о сравнении проявления эмоций у животных
и человека очень сложен. Трудность его
решения состоит в том, что первичные
эмоции,
имеющиеся как у животных, так и у человека,
носят врожденный характер. Оба вида
живых существ, по-видимому, их одинаково
ощущают, однообразно ведут себя в
соответствующих эмоциогенных ситуациях.

Вот
один довольно забавный пример. Демонстрация
оскала – широчайше распространенная у
позвоночных инстинктивная программа.
Ее цель – предупредить при встрече с
кем-либо, что вы вооружены и готовы за
себя постоять. Приматы очень широко
пользуются ею при контактах.

Человек
тоже скалит зубы при сильном страхе или
гневе. Оказаться адресатом такой
демонстрации неприятно и совсем не
хочется. Но у программы показа зубов
есть еще два куда более мягких варианта.
Первый – заискивающая улыбка. Так
улыбается человек, вступая в контакт с
тем, кого побаивается. Второй – это
широкая улыбка.

Так улыбается другому
спокойный, уверенный в себе человек. В
сущности, он тоже показывает вам, что
вооружен и готов за себя постоять и в
вашем снисхождении не нуждается. Но эта
форма демонстрации настолько мягкая,
что не только не вызывает у вас страха,
а напротив, действует приветливо и
умиротворяюще. Мы чувствуем:

“Вот,
по-видимому, хороший человек, ему от
меня ничего не надо, мне от него тоже,
но если бы он мне понадобился, мы бы
легко вступили в контакт”. Давно
замечено: когда человек, всю жизнь
проживший при тоталитарном режиме,
попадает в страну, где люди чувствуют
себя свободно, его поначалу удивляет,
почему окружающие все время улыбаются
друг другу и ему тоже. Путешественник,
привыкший, что вокруг никто не улыбается,
а если и улыбается, то заискивающе, в
первые дни думает, что от него чего-то
хотят.

Предлагаем ознакомиться  Дексаметазон (Dexamethasonum)- описание вещества, инструкция, применение, противопоказания и формула.

Вы
замечали, наверное, не раз, как склонный
к авторитарности начальник, видя в зале
совещания улыбающихся друг другу
подчиненных, приходит в волнение и
требует прекратить улыбаться. Во-первых,
начальник привык, что ему при встрече
сотрудники улыбаются иной улыбкой –
заискивающей. Во-вторых, когда начальник
подсознательно ощущает, что среди
подчиненных есть люди, чувствующие себя
свободно, он настораживается: “Свободны
от кого? От начальника? Не боятся? Значит,
не уважают? Я этого не заслужил!”

Казалось
бы, в психике человека к настоящему
времени уже почти не осталось ничего
такого, чего нельзя было бы обнаружить
у животных. На самом деле это не так.

Основное
отличие всякой деятельности животных
от деятельности человека, в том числе
и эмоций, состоит в том, что она является
деятельностью непосредственно
биологической. Иначе
говоря, деятельность животного возможна
лишь по отношению к предмету, жизненной
биологической потребности, всегда
оставаясь в пределах их инстинктивных,
биологических отношений к природе.

Это
общий закон. В связи с этим и возможности
психического отражения животными
окружающей их действительности также
являются принципиально ограниченными,
так как включают лишь стороны и свойства
предметов, связанные с удовлетворением
их биологических потребностей. Поэтому
у животных в противоположность человеку
не существует устойчивого объективно
предметного отражения действительности.

Итак,
первое отличие эмоций человека от эмоций
животного состоит в том, что эмоции
животного напрямую зависят от его
биологических потребностей, а эмоции
человека зависят так же и от его социальных
и духовных потребностей.

Животные
для удовлетворения всех своих потребностей
часто идут на все, вплоть до убийства
другой особи того же вида. Но человек –
существо социальное, наделенное разумом.
Он должен уметь подавлять часть своих
желаний и думать, к каким последствиям
может привести реализация той или иной
его потребности.

Детям чрезвычайно
эмоциональным от рождения надо поставить
интеллект над эмоциональной сферой.
Отсюда следует, что эмоции играют
огромное влияние в формировании характера
человека. Люди делятся на две категории:
те, у которых эмоции преобладают над
разумом и те, у которых разум преобладаем
над эмоциями. Эти две категории заложены
в человеке уже с рождения, но это не
означает, что поменять ничего нельзя.

Отсюда
можно сделать вывод о втором отличии –
человек наделен разумом и способен
контролировать свои эмоции, оценивать
их (правда, иногда не совсем верно),
скрывать их или давать им волю, или даже
симулировать их в зависимости от
ситуации.

Оба
названных выше отличия можно
проиллюстрировать на примере такой
эмоции, как оборонительная агрессия,
что и делает в своей книге «Анатомия
человеческой деструктивности» Эрих
Фромм.

Оборонительная
агрессия есть реакция человека или
животного на какую-либо угрозу. Проявляется
эта эмоция у человека и у животного по
разному.

Животное воспринимает
как угрозу только явную
опасность, существующую в данный момент,
и, конечно,
его врожденные инстинкты, а также
генетическая память
и индивидуальный опыт способствуют
тому, что животное
часто более остро ощущает опасность,
чем человек. Однако
человек, обладающий даром предвидения
и фантазией,
реагирует не только на сиюминутную
угрозу, но и на
возможную опасность в будущем, на свое
представле­ние
о вероятности угрозы.

Он может, например,
вообразить,
что соседнее племя, имеющее опыт ведения
войны, когда-либо
может напасть на его собственное племя,
чтобы завладеть
его богатствами; или ему может прийти
в голову, что
сосед, которому он “насолил”,
отомстит за это при
благоприятных условиях. “Вычисление
грозящей опасности”
— это одна из главных задач политиков
и военачальников.

Человек обладает не
только способностью предвидеть
реальную
опасность
в будущем, но он еще позволяет себя
уговорить, допускает, чтобы им
манипулировали, руководили,
убеждали. Он готов увидеть опасность
там, где ее
в действительности нет. Так начиналось
большинство современных
войн, они были подготовлены именно
пропагандистским
нагнетанием угрозы, лидеры убеждали
население в
том, что ему угрожает опасность нападениях
уничтожения,
и так воспитывалась ненависть к другим
народам, от
которых якобы исходит угроза. На самом
деле угроза
была чаще всего чистой фикцией.

Дополнительное
усиление оборонительной агрессиичеловека
(в сравнении с животным) обусловлено
спецификой
человеческого существования. Человек,
как и зверь, защищается,
когда что-либо угрожает его витальным
интересам. Однако сфера витальных
интересов у человека
значительно
шире, чем у зверя.

Человеку для выживания
необходимы не только физические, но и
психические условия. Он должен поддерживать
некоторое психическое равновесие,
чтобы сохранить способность выполнять
свои функции.
Для человека все, что способствует
психическому
комфорту, столь же важно в жизненном
смысле, как и то, что служит телесному
комфорту.

И самый первый витальный
интерес заключается в сохранении своей
системы координат,
ценностной ориентации. От нее зависит
и способность
к действию, и в конечном счете – осознание
себя как
личности. Если человек обнаруживает
идеи, которые ставят
под сомнение его собственные ценностные
ориентации,
он прореагирует на эти идеи, он воспримет
их как угрозу
своим жизненно важным интересам.

Он
отвергнет эти
идеи и притом попытается дать этому
рациональное толкование,
чтобы объяснить свое неприятие этих
идей. Он
может, например, сказать, что новые идеи
по сути своей
“аморальные”, “некультурные”,
“безумные” и т. д. Но
все это только рационализации. На самом
деле антагонизм
имеет под собою только одну почву – это
просто ощущение
угрозы извне.

Как
было сказано в предыдущей главе,
различаются низшие эмоции, связанные
с безусловно-рефлекторной деятельностью,
основанные на инстинктах и являющиеся
их выражением (эмоции голода, жажды,
страха и т.п.), и высшие, подлинно
человеческие эмоции – чувства.

Предлагаем ознакомиться  Норма лактобактерий в цервикальном канале

Первичные
эмоции, из которых затем и сформировалась
универсальная эмоциональная жизнь,
человек унаследовал от животных.

Почти
все, что имеется в психологии и поведении
животного, приобретается им одним из
двух возможных путей: передается по
наследству или усваивается в стихийном
процессе научения. То, что передается
по наследству, обучению и воспитанию
не подлежит; то, что появляется у животного
спонтанно, может возникнуть и у человека
без специального обучения и воспитания.

Эмоции
изменяются не только в эволюции от
низших форм развития к высшим, но и
изменяются в онтогенезе человека (его
индивидуальном развитии). Эмоции ребенка
очень примитивны и связаны в основном
с удовлетворением простейших потребностей
(голод, жажда и пр.). Однако, позднее
“эмоциональная жизнь” человека
пополняется и обогащается, к ней
прибавляются эмоции, которые уже связаны
с восприятием окружающего мира
(взаимодействием мыслей с окружающим
миром).

Изменяется “степень
эмоциональности”: она достигает
своего апогея в юности, а затем постепенно
начинает ослабевать. Эмоциональные
переживания детей и подростков оставляют
более глубокий след в душе, чем у взрослых.
Обеднение “эмоциональной жизни”
каждый из нас может заметить у людей в
старческом и постстарческом периодах.

В этом возрасте разум преобладает над
ощущениями и эмоциями, отодвигая их на
последнее место нашей психической
деятельности. Это состояние рассматривается
с двух сторон: первое – это положительное
влияние, трезвый взгляд на жизнь очень
нужен. Но с другой стороны человек,
который не может, не хочет выражать свои
эмоции, не воспринимается нами
положительно, и мы называем его “черствый
сухарь”.

Литература:

  1. Анохин
    П.К. Эмоции. – В кн. БМЭ, 1964 т.35 .

  2. Бахур
    В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. – М., Знание,
    1975.

  3. Большая
    Советская Энциклопедия, т. 49.

  4. Голушко
    Л.Ф., Гилев А.П. О характере центральных
    серотонино-реактивных структурах,
    обуславливающих детерминирующее
    влияние 5 – ОТФ на реакции страха у кошек.
    1969, №11, т.68 .

  5. Громова
    Е.А. Эмоциональная память и ее механизм.
    М., Наука, 1980

  6. Додонов
    Б.И. Эмоция как ценность. М., Изд-во полит.
    литературы.1978.

  7. Дольник
    В.Р. “Вышли мы все из природы”, М., 1996.

  8. Изард
    К.Е. Эмоции человека. М., Изд-во МГУ, 1980.

  9. Леонтьев
    А.Н. Деятельность, сознание, личность.
    М., Изд-во полит. литературы, 1975.

  10. Лук
    А.Н. Эмоции и личность. М., Знание, 1982.

  11. Немов
    Р.С. Общие основы психологии. 4-е издание,
    М., Владос, 2002.

  12. Общая
    психология – курс лекций. М., Владос,
    1995.

  13. Рубинштейн
    С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер,
    2002.

  14. Симонов
    П.В. Что такое эмоции? М., Наука, 1966.

  15. Советский
    энциклопедический словарь. 4-е издание,
    М., 1988.

  16. Фромм
    Э. Анатомия человеческой деструктивности,
    Мн., Попурри, 1999

  17. Якобсон
    П.М. Психология чувств. М., 1958.

Заключение

Примерно
до середины XVII столетия многие ученые
считали, что между человеком и животными
нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом
устройстве, ни в поведении, ни тем более
в происхождении. Затем была признана
общность механики тела человека и
животного, но оставалась разобщенность
психики и поведения (XVII—XVIII вв.).

В
прошлом столетии теория эволюции
Ч.Дарвина шатким мостиком перекрыла
психологическую и поведенческую
пропасть, веками разделявшую эти два
биологических вида, хотя многие считали,
что перекрыла чересчур.

Главное
место в книге Дарвина «О выражении
эмоций у животных и человека» отведено
доказательствам психической и социальной
однородности человека с животным миром.
Уже в “Происхождении видов” Дарвин
заявил себя сторонником психологии и
социологии Г.Спенсера. Таковым он и
показал себя в полной мере в указанных
двух сочинениях.

В главах по сравнительной
психологии животных и человека есть
интересные наблюдения, но нет глубоких
идей. Тут все проблемы решаются путем
иллюстраций, будто в человеке нет ничего
качественно нового по сравнению с
животными, а существуют лишь количественные
различия, накопившиеся постепенно.

Источники морали и общественного
поведения людей – в общественных
инстинктах животных. Ни разум человека,
ни способность к совершенствованию и
самопознанию, ни употребление орудий,
ни речь, ни эстетическое чувство, ни
вера в Бога, не говоря о более простых
психологических категориях, как
воображение, не представляют собою
специфического достояния человека –
все это налицо у животных и все это в
человеке естественный отбор лишь усилил.

В
начале XX века исследователей заинтересовали
индивидуальные различия в темпераменте
среди животных (И.П.Павлов), и, наконец,
последние несколько десятилетий XX в.
оказались связанными с поисками
идентичности в коммуникации, групповых
формах поведения и механизмах научения
у человека и животных.

В
данном реферате было проведено
исследование по сравнению эмоций
животного и человека, были раскрыты
такие вопросы как сущность эмоций, их
роль в жизнедеятельности живых существ,
происхождение эмоций, их зависимость
от биологических, социальных и духовных
потребностей. Было выяснено, что человек,
в своих психологических качествах и
формах поведения представляется
социально-природным существом, частично
похожим, частично отличным от животных.

Из
проведенной в данном реферате работы
можно сделать определенные выводы о
том, что разница между эмоциями человека
и эмоциями животного достаточно велика,
между ними есть существенные различия.
Вытекающие из различия в потребностях
человека и животного. Круг потребностей
человека гораздо шире круга потребностей
животного, следовательно, шире и круг
его эмоций.

Вот
принципиальные отличия эмоций человека
от эмоций животного:

  1. Эмоции
    животного напрямую зависят от его
    биологических потребностей, а эмоции
    человека зависят так же и от его
    социальных и духовных потребностей.

  2. Человек
    наделен разумом и способен контролировать
    свои эмоции, оценивать их (правда, иногда
    не совсем верно), скрывать их или давать
    им волю, или даже симулировать их в
    зависимости от ситуации.

  3. Человек
    способен обучаться в процессе своего
    развития, и в зависимости от его
    онтогенеза изменяются и его эмоции. С
    животными же такого не происходит.

  4. У
    человека есть высшие нравственные
    чувства, которых
    нет у животных. Они, в отличие от
    элементарных эмоций, воспитываются и
    изменяются под влиянием социальных и
    духовных условий.

Оцените статью
Стояк
Adblock detector