Симптомы и лечение моторной алалии

Общие сведения

Моторная алалия – нейропсихологический синдром, при котором нарушаются процессы производства речевого высказывания. В МКБ-10 ему соответствует «расстройство экспрессивной речи». Нарушение встречается с частотой 2,7 случая на 1000 детей до 7 лет; большинство моторных алаликов составляют мальчики. Алалия может проявляться различными уровнями общего недоразвития речи: от полного отсутствия вербальной коммуникации до незначительных фонетических и грамматических погрешностей.

Синдром может протекать в изолированной моторной форме, но нередко, при диффузном поражении речевых центров, возникает сенсомоторный (или мотосенсорный – в зависимости от преобладающего компонента) вариант. Учитывая полисиндромный характер алалии, ее изучение ведется в различных аспектах: с точки зрения практической логопедии, патопсихологии, неврологии, лингвистики.

Моторная алалия

Моторная алалия

Вероятные причины алалии

Как свидетельствует беспристрастная статистика, алалию у ребенка в 3 года и ее симптомы выявляют приблизительно в 1 случае из 100 (это касается и детей дошкольного возраста), а у школьников – гораздо реже. Логопеды относят ее к группе заболеваний общего недоразвития речевых навыков (ОНР).

Не существует строго определенных и четко выявляемых причин болезни. Вероятнее всего, это:

  1. кислородное голодание младенца;
  2. инфицирование плода матерью (TORCH-синдром);
  3. досрочное прерывание беременности;
  4. перенесенные токсикозы;
  5. перенесенные матерью травмы с повреждениями плода;
  6. ряд специфичных заболеваний, диагностированных у роженицы (гипотония, гипертензия, недостаточность – сердечная и легочная).

В большинстве ситуаций результатом тяжелого протекания периода вынашивания ребенка являются сложные роды и последующая патология. Говоря проще, любые анормальные процессы, возникшие до родов, во время рождения малыша с высокой долей вероятности скажутся на его развитии.

В перечень факторов, которые в будущем могут стать причинами недоразвития речи, входят недоношенность, асфиксия при родах, изменение нормального ритма родовой деятельности (преждевременные, затяжные), перенесенные младенцем внутричерепные травмы и так далее. Кроме указанных, в группу риска входят энцефалиты и менингиты, заболевания, связанные с нарушением работы мозга.

Иногда педиатры, в ответ на вопрос, что это за болезнь – алалия, выдвигают версию, что проблемы скрываются в наследственности и общей предрасположенности родителей (ближайших родственников) ребенка. Повлиять на приобретение данного недуга также могут перенесенные в ранние годы хронические (или частые) респираторные заболевания, пневмонии, авитаминозы (рахит).

Продолжают перечень оперативные вмешательства под общим наркозом, плохая социальная адаптация (элементарное отсутствие у ребенка вербальных контактов в необходимом количестве). Поэтому, чаще всего, при выдвижении такого диагноза в анамнез педиатр вносит несколько вероятных причин, приведших к болезни.

На уровне головного мозга причины алалии скрываются в неравномерном (неполном) развитии нервных клеток, что, в свою очередь, приводит к инертности основных функциональных процессов. Без внешнего вмешательства пациенту (учитывая его возраст) тяжело справиться с данными проблемами. Вывод один: требуется активная, интенсивная терапия.

Заболевание, по зоне повреждения, классифицируют на:

  • Афферентную – задета постцентральная зона коры левого полушария, управляющая артикуляцией. Пациент неправильно совершает движения губами и языком, пропускает сложные звуки или заменяет их другими.
  • Эфферентная – поражен центр Брока премоторной зоны коры мозга. Ребенок воспроизводит отдельные звуки, но не произносит слова и фразы. Затруднен переход из одного артикуляционного положения в другое.

Симптомы и лечение моторной алалии

Поражения мозга наступают в перинатальном и интранатальном периоде при:

  1. внутриутробных инфекциях;
  2. резус-конфликте плода и матери;
  3. преждевременных родах;
  4. хронических сердечно-сосудистых и легочных болезнях будущей матери;
  5. гестозе, преэклампсии, токсикозе при беременности;
  6. гипертензии, гипотонии;
  7. плацентарной маточной недостаточности;
  8. стремительных или долгих родах;
  9. родовых травмах головы;
  10. падении беременной, приведших к травме плода;
  11. инструментальном родовспоможении;асфиксии и гипоксии;
  12. вредных привычках, наркомании у беременной.

Головной мозг ребенка может пострадать в младенчестве от:

  • менингита;
  • краснухи;
  • энцефалита;
  • черепно-мозговой травмы;
  • истощения ЦНС;
  • операций под общим наркозом.

Дополнительные факторы, усиливающие проявления алалии:

  1. наследственная расположенность;
  2. рахит;
  3. пневмония;
  4. нарушение работы эндокринной системы;
  5. частые ОРВИ;
  6. неблагоприятный климат в семье, недостаток общения.

Органическое поражение мозга приводит к медленному созреванию нервных клеток, функциональному истощению ЦНС, проявлению синдрома минимальной мозговой дисфункции.

Происхождение патологии связано с очаговыми экзогенно-органическими повреждениями головного мозга, а именно – моторных центров речи, расположенных в задней трети нижней лобной извилины и постцентральных отделах коры доминантного полушария. На ранних этапах онтогенеза формирующиеся мозговые структуры крайне уязвимы к различным воздействиям, поэтому их повреждение сопровождается нарушением речевых и неречевых процессов. С учетом срока влияния повреждающего фактора различают:

  • Пренатальные вредности. Это группа физических, биологических, химических, метаболических факторов, воздействующих на ЦНС плода. К ним относятся вирусные инфекции беременной, вызывающие церебральные нарушения у ребенка (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия и пр.), эндокринные болезни матери (диабет), тяжелые токсикозы беременности, гипоксия плода, иммунологический конфликт по Rh-фактору. Неблагоприятно на последующем речевом развитии ребенка могут сказаться физические и психические травмы беременной, бесконтрольный прием женщиной лекарственных препаратов, курение и употребление алкоголя, воздействие радиации и пр.
  • Интранатальные причины. Действуют в течение всего периода родов. Среди них наиболее опасны внутричерепные родовые травмы и асфиксия новорожденного, приводящие к поражению центров моторной реализации речи и гибели нейронов. Мелкоточечные кровоизлияния в лобные доли могут вызывать стремительные роды, медикаментозная стимуляция, родоразрешение с помощью акушерских щипцов. Причиной кислородного голодания плода в родах чаще всего становится преждевременное излитие вод, обвитие пуповиной, кесарево сечение.
  • Ранние постнатальные патологии. В их числе — перенесенные в возрасте до одного года ЧМТ, менингиты и энцефалиты, опухоли с локализацией в зоне Брока, соматические заболевания (рахит, гипотрофия), частые инфекционные заболевания, вызывающие истощение ЦНС. Свою лепту в этиологию алалии вносят социально-психологические условия, в которых находится ребенок: недостаток вербального общения, эмоциональная депривация, госпитализм.

Тяжесть алалии напрямую коррелирует со временем повреждения головного мозга: наиболее грубые речевые нарушения возникают при влиянии вредоносных факторов в I триместре гестации, менее выраженные и избирательные – после рождения. Роль семейного анамнеза в этиологии алалии спорна и поддерживается не всеми логопедами. В большинстве случаев при внимательном изучении истории развития ребенка можно проследить воздействие не одного, а целой группы патологических факторов.

Предлагаем ознакомиться  Одышка после приема пищи причины

Классификация болезни

За время изучения алалии и ее лечения была накоплена серьезная база данных, облегчающая классификацию болезни. Чаще всего современные логопеды основываются на методе оценки, предложенном В.А. Ковшиковым. Согласно ему, различают моторную (экспрессивную) и сенсорную (импрессивную) формы. Встречается также смешанная алалия, обладающая признаками обоих видов.

Моторная форма развивается вследствие раннего поражения отдела коры головного мозга, отвечающего за речедвигательный анализ. Малыш полностью понимает, когда к нему обращается, слышит речь, но сам говорить не может. Моторный вид, в свою очередь, подразделяется на афф и эфферентные подвиды. В первом случае развивается дисфункция постцентральной извилины (нижние теменные сегменты, расположенные в левом полушарии). Второй подвид проявляет себя в заторможенности развития премоторной коры (центр Брока, задняя треть нижней извилины в лобной части).

Сенсорная форма, напротив, выражается в проблемах с восприятием звуков (при этом слуховые нервы не поражены) из-за нарушения анализа, синтеза речи в центре Вернике (задней трети височной верхней долевой височной извилины).

Экспрессивная разновидность определяется по специфичным вербальным и невербальным (основанных на неврологической и психологической составляющих) признакам. О проблемах с неврологией свидетельствуют вялая (недостаточная) мелкая моторика пальцев: ребенку сложно дается застегивание пуговиц и завязывание шнурков.

Различные аспекты изучения моторной алалии, как системного нарушения речи, нашли отражение в ее классификациях. В основу клинического подхода к систематизации положен топический аспект – локализация поражения головного мозга. С учетом этого критерия выделяют два вида экспрессивной алалии:

  • Моторная афферентная. Возникает при поражении патологическим процессом постцентрального участка коры, расположенного в нижне-теменном отделе левого полушария. Эта зона отвечает за кинестетический контроль речевой программы. При ее повреждении наступает афферентная орально-артикуляторная апраксия, при которой ребенок испытывает сложности с нахождением артикуляционных поз, воспроизведением слов и фраз.
  • Моторная эфферентная. Обусловлена повреждением центра Брока — премоторных участков коры заднелобных отделов мозга. В норме здесь осуществляется контроль за переключением артикуляторных актов. При эфферентной форме возникает кинетическая апраксия, проявляющаяся трудностями выполнения серии последовательных речевых движений, искажением слогового состава слова.

Лингвистическая классификация алалии базируется на выделении ведущего типа нарушения языковой системы – первичного или вторичного. Согласно ей, встречается четыре формы экспрессивной алалии:

  • с ведущим расстройством по типу артикуляторной апраксии;
  • с недоразвитием фонематической системы;
  • с нарушением фонематического анализа;
  • с преобладающим нарушением функции повторения.

Патогенез

Понимание механизмов моторной алалии неоднозначно у различных исследователей. Все существующие теории делятся на психофизиологические, психологические и психолингвистические.

  1. Сторонники психофизиологической (сенсомоторной) концепции объясняют речевую недостаточность несформированностью моторного звена речи. Ведущим дефектом они называют нарушение двигательной программы реализации речевого высказывания — кинестетическую или кинетическую апраксию.
  2. Психологическая концепция первоосновой считает недоразвитие неречевых процессов: внимания, памяти, восприятия, из-за чего возникает диссоциация между отдельными этапами речевой деятельности ‒ при переходе от программирования высказывания к его моторной реализации.
  3. Наиболее обоснованной с позиций сегодняшних представлений считается психолингвистический подход и входящие в него языковые концепции. Согласно им, основу патогенеза алалии составляет неразвитость операций внутреннего планирования, выбора фонетических и лексико-грамматических средств, речевого оформления высказывания.
Предлагаем ознакомиться  Как пить чистотел для профилактики

Признаки и симптомы заболевания

У каждого ребенка педиатры выделяют типичные этапы развития: проявления реакции на обращение к нему, движения руками, попытки имитировать речь и вести диалог. Как только наблюдается задержка с достижением определенных результатов, имеет смысл говорить об алалии у детей, ее симптомах, прогнозах и лечении. Если малыш не гулит, не лепечет или вовсе молчит, то в диагнозе можно практически не сомневаться.

Различные виды заболевания сопровождаются характерными отклонениями: трудностями с мелкой моторикой, проблемами с речью (при адекватной реакции на чужие слова), нарушениями в работе вестибулярного аппарата и координации движений. Иногда первичная форма переходит в заикание.

Моторная алалия диагностируется в 10 раз чаще остальных видов, но лучше поддается коррекции и лечению. Больной владеет ограниченным запасом слов, но пассивный словарь его достаточно большой.

Неврологические расстройства выражаются:

  1. моторными нарушениями – частыми падениями, плохой координацией;
  2. неразвитой мелкой моторикой;
  3. трудностями в самообслуживании;
  4. повышенным или вялым тонусом мимических мышц лица;
  5. бегающими зрачками (горизонтальный нистагм), подвисанием глазного века (птоз);
  6. неспособностью определить лево-право, различать цифры;
  7. леворукостью;
  8. нераспознаванием предмета наощупь (астереогноз).

Психологические признаки:

  • обидчивость, раздражительность, агрессия;
  • нарушение восприятия, памяти, мышления;
  • расстройство внимания;
  • незрелость эмоций, инфантилизм;
  • малоподвижность или гиперактивность;
  • конкретность мышления, примитивизм;
  • отказ решать трудные задачи;
  • нежелание разговаривать, замкнутость;
  • быстрая утомляемость, низкая работоспособность.

Речевые нарушения:

  1. невнятное произношение звуков, слогов;
  2. неправильная интонация;
  3. замедленная речь;
  4. пропуск окончаний, путаница в слогах;
  5. скудный лексический запас, преобладают существительные;
  6. отсутствует последовательность в предложениях, передаче событий;
  7. не разделяется важное и второстепенное;
  8. затруднения в чтении, письме.

Заболевание сочетается с физической слабостью, соматической болезненностью организма. Возможно появление заикания, грубого нарушения звукопроизношения.

Симптомы и лечение моторной алалии

Алалия оказывает негативный эффект на воспитание, получение образования и социализацию ребенка. Лечение направлено на терапию комплекса языковых и неязыковых расстройств, препятствующих развитию познавательной деятельности, интеллекта.

Оно включает:

  1. прием медикаментов – ноотропных препаратов для улучшения работы мозга, витаминов;
  2. методы физиотерапии – транскраниальной электростимуляции, водолечения, лазерной и магнитной терапии, электрофореза, ДМВ-терапии, иглорефлексотерапии, электропунктуры, остеопатии;
  3. логопедическую работу с детьми с моторной алалией.

Упражнения направлены на развитие речевых навыков:

  • правильное произношение звуков;
  • поощрение языковой деятельности;
  • расширение активного и пассивного словарного запаса;
  • обучение построению фраз;
  • практика связной последовательной речи.

Проводят:

  1. логоритмические занятия – чередования слов, музыки и движений;
  2. логопедический массаж – стимулирует различные мышцы, участвующие в артикуляции и произнесении звуков.

Обучение чтению и письму помогает усвоить и закрепить навыки речи, тренирует память.

Лечение заболевания

Лечение заболевания состоит из большого комплекса мер, который направлен не только на терапию основного недуга, но и на устранение сопутствующих диагнозов. Терапия состоит из приема медикаментозных препаратов, занятий с логопедом, психологом и педагогом.

Также нельзя недооценивать роль физиологических процедур при комплексном лечении. Обычно практикуются:

  • ДМВ;
  • ИРТ;
  • водотерапия;
  • лазерное воздействие;
  • электрофорез;
  • терапия магнитом;
  • электропунктура;
  • транскраниальная электростимуляция.

Параллельно много времени и усилий уходит на улучшение памяти, развитие моторики, стимулирование активного мышления. Логопед с ребенком проходят целый лечебный курс, не упуская даже малозначительных деталей.

Симптомы заболевания могут заметить родители

Обучение таких пациентов важно начинать как можно раньше. Оно помогает малышам развиваться, лучше говорить, связно выражать свои мысли, накапливать достаточный словарный запас, выражаться правильно с грамматической точки зрения.

Если у ребенка заметно выделяются признаки сенсорного вида заболевания, терапия должна быть направлена в том числе на обучение малыша отличиям речевых и неречевых звуков, а также пониманию речевых конструкций.

Симптомы и лечение моторной алалии

Терапия, в связи с множественностью причин заболевания, носит комплексный характер: дети направляются в специализированные центры и санатории, где, одновременно с медикаментозным лечением, применяется водолечение, физиопроцедуры, различные электростимулирующие методы.

Важно помочь ребенку наверстать упущенное, в ненавязчивой форме привить навыки нормального общения. Стимулирующий эффект также могут оказывать подвижные игры, речевки, считалки, головоломки для развития мелкой моторики.

Осложнения

Отсутствие экспрессивной речи, ограниченность круга общения, неразвитость ВПФ резко сдерживают полноценное развитие ребенка. У некоторых алаликов выражен речевой негативизм, боязнь вступать в контакт с новыми людьми, неумение коммуницировать со сверстниками. На фоне несформированности экспрессивной речи может развиваться интеллектуальная недостаточность, носящая вторичный характер.

Предлагаем ознакомиться  Успокоительные таблетки для нервной системы на травах

Моторная алалия – прогноз на выздоровление

Если вовремя начать мероприятия по устранению моторной алалии, можно ожидать благоприятного прогноза практически во всех случаях. Что касается других типов заболевания, результат терапии зависит от совокупности факторов, в частности:

  • стадия патологии;
  • первопричина возникновения болезни;
  • наличие сопутствующих заболеваний;
  • наличие психологических и психосоматических заболеваний.

Гораздо проще не вылечить, а предупредить развитие алалии. Для этого нужно выполнять правила профилактики, к которым относятся регулярное обследование у врача во время вынашивания ребенка, кормление грудью не менее полугода, регулярное обследование малыша в поликлинике, достаточное внимание интеллектуальному и физическому развитию малыша.

Алалия – патология, связанная с нарушением речевого развития. В большинстве случаев она связана с генетическими заболеваниями или перенесенными в детстве болезнями. Своевременно поставленный диагноз практически всегда гарантирует полное выздоровление без последствий для здоровья ребенка. Важно, чтобы родители уделяли малышу достаточно внимания и выполняли все указания врача.

Также рекомендуем почитать: виды нарушения речи у детей

В случае выявления алалии у детей, лечение в домашних условиях сводится к выполнению рекомендаций врача. Иногда специалисты советуют, как меру профилактики, использовать раннее обучение чтению и письму. Направление для коррекции может задать логопед, подсказав, какими упражнениями стоит заняться. Акцент делается на правильном формировании звукопроизношения.

Особое внимание уделяется постепенному накоплению требуемого словарного багажа с его постоянным, периодическим обновлением. Ввиду возможности выявления алалии уже в первые годы развития, если начать ее коррекцию в 3-4 летнем возрасте, то шансы на полное излечение заболевания и его последствий достаточно высоки.

Профилактические меры означают соблюдение рекомендаций лечащего врача во время беременности, а также минимизацию всех оговоренных выше факторов, способных повлиять на сложное протекание родов.

Эффективность преодоления моторной алалии зависит от сроков начала занятий, их регулярности, профессиональных компетенций логопеда. В случае учета всех аспектов коррекционной работы и раннего комплексного воздействия прогноз для речевого и психического развития благоприятный: дети догоняют сверстников, могут успешно обучаться в обычной школе. При поздней диагностике синдрома и развитии вторичной умственной отсталости полной компенсации достичь не удается.

Профилактика речевой недостаточности включает предупреждение вредных воздействий на развивающийся плод, родовых травм и ранних постнатальных повреждений головного мозга. Успешность коррекции любых речевых недостатков во многом зависит от атмосферы в семье, родительской настойчивости в достижении положительных результатов.

Раннее начало лечения, комплексный подход и систематическая работа родителей – залог победы над заболеванием. С раннего возраста нужно стимулировать ребенка к общению. Особенно важен зрительный контакт, при котором видна работа артикуляционного аппарата собеседника.

Моторная форма алалии лучше поддается лечению, чем сенсорная и смешанная. Поражение мозга здесь значительно легче корректируются соответствующей терапией.

алалия у детей

Психологический настрой на выздоровление, систематические логопедические занятия, укрепление общего здоровья помогут ребенку справиться с заболеванием, получить образование и найти свое место в жизни.

Коррекция и лечение алалии

Лечебно-коррекционный процесс носит разностороннюю направленность. Медицинский аспект включает проведение курсов фармакотерапии, физиопроцедур, направленных на компенсацию мозговых нарушений. Психологическая помощь заключается в коррекция нарушенных ВПФ, эмоциональной и поведенческой сферы. Оптимально, чтобы педагогическая работа была начата в раннем возрасте (до 3-4-х лет), проводилась систематически и поэтапно в условиях специализированного ДОУ. Содержание логопедического воздействия включает:

  • Стимулирование речевой активности. Основные задачи начального периода – развитие мотивационного компонента, вызов речевых реакций на основе подражания, обогащение словарного запаса. Одновременно ведется работа над навыками ведения диалога. Эти задачи решаются с помощью различных игровых ситуаций. Важно поощрять любую речевую активность ребенка.
  • Формирование фразовой речи. На фоне наращивания словаря и развития диалоговой формы общения возникают предпосылки для появления простого предложения. Постепенно структура фразы усложняется, проводится работа над слоговым составом слова, преодолением речевых аграмматизмов. В качестве упражнений используются приемы отраженного повторения, заучивание двустиший, составление предложений по картинкам, отгадывание загадок.
  • Развитие связной речи. На следующем этапе переходят к формированию монологической речи, развитию навыков внутреннего программирования и формулирования высказывания. Ребенка учат пересказу, составлению текстов по серии картинок, сочинению рассказов на заданную тему. Большое внимание уделяется уточнению грамматических структур, развитию коммуникативных умений.
  • Коррекция фонетико-фонематических нарушений. Проводится по традиционным логопедическим методикам. При моторной алалии обязательным является уточнение произношения всех фонем, включая гласные и звуки раннего онтогенеза. В процессе работы требуется постоянная фиксация внимания ребенка на положении органов артикуляции и кинестетических ощущениях, более длительная и тщательная автоматизация и дифференциация звуков.
Оцените статью
Стояк
Adblock detector