Что такое экспрессия: ее формы и экспрессия как качество личности

Общие сведения

В логопедии данное нарушение выделяют под названием общее недоразвитие речи (ОНР). Оно может быть нескольких уровней. Как правило, говорить о проблемах целесообразно к трем годам. Это критический период для развития речи. Если к этому времени ситуация не улучшилась, то родителям стоит посетить специалистов.

Не каждый родитель знает, что именно считать задержками развития. К году ребенок должен владеть 10 словами. Обычно они простые «мама», «папа», «дай» и т. п. Допускается использование звукоподражаний «ава», «киса», «биби» и т. п.

https://www.youtube.com/watch?v=iX9_6kXRW14

К двум годам активный словарь состоит уже из 200 слов, есть простая фраза «я кушаю», «дай Машу» и т. п. К трем годам показатель увеличивается до 800 слов, появляются части речи, предлоги и часть звуков.

Развиваться речь продолжает и после трех лет. Поэтому если она начнет серьезно отставать от нормы, то нагнать упущенное будет тяжело. Проблемы с речью чреваты нарушением работы всех остальных функций психики:

  • памяти;
  • мышления;
  • внимания и т. п.

Формы экспрессии

Что такое экспрессия: ее формы и экспрессия как качество личности

Сегодня мы говорим предпочтительно об экспрессии, которая свойственна людям. Каким образом выражает себя эмоциональный человек? Таких способов три:

  1. Мимика – передача эмоций с помощью выражений лица.

    Установлено, что на лице имеется 57 мимических мышц, которые в разной «комплектации» обозначают разные эмоции.

    Толстой сумел описать 87 выражений глаз и 97 оттенков улыбки! А есть еще брови, нос, рот, лоб, щеки и т.д., которые тоже участвуют в демонстрации наших чувств.

    Например, когда вы удивляетесь, ваши глаза широко раскрываются, брови «ползут» наверх, на лбу образуется «гармошка», рот становится похож на букву «О» и т.д. Видя все это на чьей-то физиономии, мы сразу понимаем, что человек чем-то удивлен.

    Страх, стыд, радость и другие чувства – каждое из них имеет свой специфический мимический портрет.

  2. Пантомимика – совокупность движений, жестов и поз.

    Телесная экспрессия также демонстрирует окружающим психологическое состояние личности, его настроение. Например, когда вы злитесь, ваши кулаки рефлекторно сжимаются, руки напрягаются, тело подается вперед и т.д.

    Любовь

    Грусть проявляется в опущенных плечах и голове, шаркающей походке, висящих руках. Радостный человек много жестикулирует, его движения напоминают танец, походка упругая, пружинистая.

  3. Речевая экспрессия – это «яркость» интонации и особое построение слов и фраз. С интонацией более или менее понятно: голос может быть громким-тихим, мягким-жестким и т.д.

Интереснее дело обстоит со словами. Произнесите вслух две фразы: «мой любимый муж» и «мой любименький муж» (слово «муж» можно заменить на парень, кофе, галстук…). Здесь отличаются всего два слова – «любимый» и «любименький».

С первого взгляда они означают одно и то же, однако несут разную эмоциональную окраску. «Любимый» звучит как-то более строго, обыденно. А «любименький»? Звучит так нежно и мимимишно, как сейчас говорят.

Или вот еще пример. Слово «рука». Ну, рука и рука. А если «ручка»? «Ручонка»? А «ручище»? Чувствуете разницу? Эти слова вызывают разный отклик внутри, чем, кстати, успешно пользуются писатели – провоцируя у читателя разные эмоции.

Основные причины

Детский возраст чувствителен к разного рода воздействиям. Тяжелая беременность, роды, болезни и травмы головы негативно скажутся на его развитии.

В последние годы количество детей с подобными патологиями только растет. Связывают специалисты это с разными причинами. Некоторые считают, что ухудшение экологической обстановки играет роль. Другие выделяют основные факторы риска:

  • хронические болезни отца и матери;
  • возраст рожениц;
  • вредные привычки (алкоголь, наркотики, курение);
  • травмы в родах.

Еще выделяют, так называемые факторы социального характера. Увеличение количества смартфонов, планшетов, круглосуточное телевидение. Множество мультфильмов и игр для детей с рекламой легко завлекают внимание малыша. Поэтому у них теряется необходимость изучать внешний мир и взаимодействовать с ним.

Что такое экспрессия: ее формы и экспрессия как качество личности

Во множестве мультфильмов преобладают кислотные краски, визгливые механические голоса – все это быстро овладевает ребенком и его вниманием. После чего обычная речь взрослого его мало интересует.

При общении с другими детьми и взрослым он смотрит на лицо и бессознательно пытается повторить движения органов артикуляции. Без такого визуального контакта ему сложно будут даваться звуки.

Экспрессия, как личностное качество

И потому такое зрелище более спокойным, уравновешенным людям кажется необычным, странным, завораживающим, иногда пугающим.

Все будет зависеть от ситуации:

  1. например, если драматический актер экспрессивно играет свою роль, то зритель буквально переживает его чувства вместе с ним – сливается с происходящим на сцене. Наверное, ради этого и ходят в кино и театры – чтобы прочувствовать нечто, что в обычной жизни недоступно, стать участником чужой истории, вовлекшись в нее эмоционально;
  2. а вот если на вас будет нападать маньяк и при этом вести себя очень экспрессивно – махать руками, орать недуром, прыгать на месте, делать резкие выпады в вашу сторону и т.д., то большинству будет намного страшнее, чем, если бы он тихо и спокойно потребовал кошелек;
  3. экспрессивное поведение партнера в постели кому-то может нравиться, а кого-то пугать (зависит от вашего темперамента);
  4. если вы сами по себе эмоциональны, то такие же люди будут восприниматься вами положительно. И, наоборот. Медленный флегматик (кто это?) может уставать от чрезмерности выражения другого.

Поэтому экспрессия экспрессии – рознь: все зависит от ситуации, в которой она проявляется, и кем проявляется.

Ее уровень отличается у разных национальностей: например, итальянцы – весьма горячий народ, громко разговаривают, вечно машут руками. А если взять эстонцев, то экспрессивности им явно не достает.

Люди одной и той же нации тоже имеют разный уровень эмоционального выражения. Если вы родились в семье актеров, наверняка вы очень живой и подвижный человек. И наоборот. В семьях, где родители скупы на демонстрацию чувств либо просто не умеют их показывать, не понимают своих внутренних «движений», растут такие же дети.

Разграничение диагнозов

Под расстройством экспрессивной речи принято понимать несколько возможных болезней. Они идут под шифром F80.1. В первую очередь – это собственно задержка речевого развития (ЗРР). Выражается в отсутствии речи или ее недостаточном уровне.

Следующее – моторная алалия. Это тяжелое нарушение, которое нельзя путать с ЗРР. При нем поражены конкретные участки коры мозга и это видно на МРТ. В случае ЗРР речь идет о незрелости нервной системы, но она успешно преодолевается и в какой-то мере частично устраняется сама.

Десерт

Еще один диагноз, который входит в данную группу – это афазия, то есть распад речи. Он происходит из-за инсульта, травм головы и тяжелых болезней (опухолей, менингита). У детей такое нарушение редко выявляется. Оно может появиться только ближе к школьному возрасту. Такое нарушение тоже будет видно на МРТ, так как страдает кора мозга.

Не всегда легко отделить мутизм от задержки. Для данной проблемы характерно нормальное развитие речи, но полное нежелание ее использовать. Происходит это по разным психологическим причинам. Чаще всего ребенок согласен общаться только с определенными людьми, например, с воспитателем. Он не пользуется указательным жестом.

Обязательно исключают нарушения слуха, интеллектуальной сферы. При данных нарушениях речь может ограничиваться простыми подражаниями или полностью отсутствовать.

Некоторые специалисты ставят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития. По мнению неврологов, такого понятия не существует. У ребенка должна быть либо ЗРР, либо задержка психического развития (ЗПР).

Характерные особенности детей

Занятия с детьми с речевыми нарушениями нужно начинать как можно раньше. Проводит их логопед. Для лучшего построения работы необходимо учитывать все особенности нарушения.

У детей с ЗРР отмечаются следующие особенности:

  • низкий уровень внимания;
  • ограниченная слуховая память;
  • сниженный познавательный интерес.

Смысловая часть мышления и логическая обычно в норме, но выполнение инструкции из 3-4 ступеней затрудненно. Может меняться последовательность или происходить потеря определенных элементов.

Могут отмечаться некритичные нарушения двигательной сферы. Такие дети неловкие, медленные и плохо выполняют сложную последовательность действий.

При отсутствии своевременного лечения и коррекционной помощи происходит вторичное нарушение интеллекта. Чем позже появится логопед в жизни ребенка, тем сложнее будет компенсировать дефект.

Что такое экспрессия: ее формы и экспрессия как качество личности

Обязательно используется медицинское и психологическое сопровождение. Грамотный невролог поможет скорректировать работу нервной системы, а психолог будет развивать психические функции, такие как память, мышление, внимание.

Конкретное описание проблем ребенка позволит грамотно выстроить действия специалистов.

Примерный план работы

В основе нарушения лежат проблемы со всеми частями речи. Поэтому на первом этапе важно не только отрабатывать звукопроизношение, но и вызывать любую ответную речь. Даже в виде элементарных звукоподражаний.

Обязательно развивают восприятие ребенка. Для этого его знакомят с разными материалами. Например, дают перебирать крупу, бусы, песок.  Можно показывать фрукты и овощи, предлагая их понюхать, потрогать, попробовать.

Чем больше впечатлений будет в жизни малыша, тем лучше. Главное, не перестараться. Чрезмерные эмоции провоцируют заикание.

На первом этапе задача логопеда вызвать желание контактировать и взаимодействовать. Для этого используют пальчиковый театр, игрушки и простые звукоподражания, по типу «Кто что говорит?».

В тяжелых случаях дети не пользуются указательным жестом. В таком случае насильно берут руку, складывают пальцы и указательным показывают на игрушку или картинку.

Хорошо зарекомендовала себя методика Новиковой-Иванцовой. Она основана на пении гласных звуков. При моторной алалии детям порой сложно сделать определенный уклад органов артикуляции. В таком случае его делают насильственно. Взрослый своими пальцами складывает губы и двигает челюстью ребенка.

Не стоит бояться плача или других отрицательных эмоций. Это нормальная реакция из-за незрелости коры мозга.

После того как удается получить первые слова, необходимо пытаться строить фразы. Например, показывая картинку и говоря: «Мама, иди». Обязательно добиваются не только воспроизведения фразы, но и понимания сказанного.

Ребенок должен уметь соотносить образ и фразу. Только тогда его речь будет развиваться. Обязательно ведется работа по отработке звукопроизношения. Для начала работают над звуками раннего онтогенеза: гласные, заднеязычные («К», «Г», «Х» и мягкие пары), губные («В», «Ф» и другие).

Обязательно проводится артикуляционная гимнастика перед зеркалом. С первых занятий логопед приучает ребенка контролировать себя. Только после этого получится добиться результатов.

Коррекционная работа по устранению расстройства экспрессивной речи длится 2-3 года. В тяжелых случаях требуется до пяти лет. Нужна помощь и родителей, так как только они способны проводить занятия каждый день и выполнять с ребенком домашние задания.

Что такое экспрессия: ее формы и экспрессия как качество личности

Иногда в школьном возрасте могут наблюдаться сложности с письмом и чтением, которые выражаются в специфичных ошибках. В таком случае поможет логопед.

Возможные последствия

Расстройства экспрессивной речи благополучно преодолеваются. При своевременной ранней помощи большинство детей идет в обычную школу, и не испытывает проблем с обучением. Небольшой процент может сложнее осваивать чтение и письмо.

Родители уверены, что лечить подобное нарушение не стоит, так как все наладится само. Это опасное заблуждение! При задержке, ребенок заговорит, но у него будет неидеальная речь.

Родители полагают, что достаточно поместить ребенка к говорящим сверстникам, все наладится. Тоже опасное заблуждение. У детей с расстройством подобного типа быстро формируется негативизм, так как другие дети их не понимают и быстро исключают из игр.

Поэтому, если в три года ребенок не говорит, самое время обратиться к специалистам.

Предлагаем ознакомиться  Эффективные препараты для лечения ВПЧ
Оцените статью
Стояк
Adblock detector