Сознание и самосознание человека. Определение и функции

Природа самосознания

Звеном развития сознания считается формирование самосознания. Оно помогает человеку во многом, например:

  • отражать мир;
  • познавать и переживать внутренний мир.

Главными функциями самосознания считаются:

  • доступ человека к мотивам и результатам поступков;
  • понимание самого себя, самооценка.

https://www.youtube.com/watch?v=https:j6P7dNb-pI0

При отрицательной оценки человек может заняться самосовершенствованием, саморазвитием, включить защитные механизмы, т.е. исключить травмирующую информацию, которая развивает внутренний конфликт. Когда субъект воспринимает себя как индивидуальность, он приобретает особую защитную функцию – стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее исчезновения.

Самосознание в психологии можно назвать по-разному, например, образ «Я», представление о себе. Оно считается не врожденным признаком, а приобретенным. В течение всей жизни человек под воздействием большого количества социальных влияний складывается свой  образ «Я». Данное психологическое образование, по В.С. Мерлину, содержит четыре элемента сознания:

  • отличие себя от других;
  • «Я» как активное начало деятельности человека;
  • психические свойства, эмоциональные самооценки;
  • социально-нравственная самооценка, самоуважение, сформировавшиеся на основе опыта общения и деятельности.

В психологии

В психологии самосознание понимается как психическийфеномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

« Ребёнок далеко не сразу осознаёт себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. »

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трёх лет, когда ребёнок начинает правильно употреблять личные местоимения.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
Предлагаем ознакомиться  Почки - это... Где у человека почки? Заболевания почек

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
  • сознание своих психических свойств и качеств;
  • определённая система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

  • Самопознание — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.
  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

Критерии осознанности себя

Здесь можно выделить четыре критерия, которые помогут разобраться в самосознании:

  • выделить себя из среды, т.е. осознание себя как автономного субъекта от социальной и физической среды;
  • осознать активность;
  • осознать себя «через другого». Т.е. то, что человек видит в других, он видит отражение своих качеств;
  • оценить себя с моральной точки зрения, определить наличие рефлексии, т.е. осознанность внутреннего опыта.

Среди критериев самосознания можно выделить

  • выделение человеком себя из среды, уровень осознания себя в качестве субъекта, который отделен от социальной и физической среды;
  • осознанность собственной активности — «Я управляю собой»;
  • осознание себя «через другого»;
  • моральная оценка себя, присутствие рефлексии в виде осознания собственного внутреннего опыта.

Анализируя динамическую структуру самосознания, происходит использование двух понятий: «текущее Я» и «личностное Я». Первое понятие характеризует конкретные формы осознания себя в текущем моменте настоящего, то есть непосредственный процесс деятельности самосознания. Второе понятие представлено устойчивой структурной схемой самоотношения. Каждый акт самосознания одновременно выражает элементы самопознания и самопереживания.

По той причине, что происходит самоотражение всех процессов сознания, индивид не только может сознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и понимать себя в качестве сознающего, самооценивающего.

Структура самосознания включает:

  • осознание близких и далеких целей, мотива своего «Я» («Я в качестве действующего субъекта»);
  • осознание собственных желаемых и реальных качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
  • когнитивные, познавательные представления о себе («Я в качестве наблюдаемого объекта»);
  • эмоциональное, чувственное представление о себе.

Можно сказать, что самосознание состоит из самопознания в форме интеллектуального аспекта познания себя и самоотношения в виде эмоционального отношения к самому себе.

Когда индивид думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то его можно представить в виде субъекта, и объекта одновременно. Вне зависимости от идентичности «Я»-субъекта и «Я»-объекта, необходимо их разграничение: первая сторона личности «Я», а вторая — «самость».

Предлагаем ознакомиться  Особенности лабильного типа личности

Различие этих категорий по отношению к «Я» можно представить в виде наблюдающего начала, а самость — наблюдаемым. «Я» современных людей научилось наблюдению за его самостью и чувствами, как будто бы те были чем-то отличным от него. ТЕм не менее, «Я» способно контролировать собственную склонность наблюдать, при этом сначала было «Я», а потом оно становится самостью.

Психологами гуманистами самость рассматривалась в качестве целенаправленности всей личности для осуществления максимума потенциальных возможностей.

Структура самосознания состоит из 4 уровней:

  • непосредственно-чувственный уровень в виде самоощущения, самопереживания психосоматических процессов в организме и своих желаний, переживания, состояния психики. В итоге происходит достижение простейшей самоидентификации личности;
  • целостно-образный, личностный уровень в виде осознания себя в качестве деятельного начала. Это проявляется в форме самопереживания, самоактуализации, поддержания аутоидентичности своего «Я»;
  • рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень в виде осознания индивидом содержания своих мыслительных процессов личности. В результате этого процесса проявляется самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;
  • целенаправленный деятельный уровень, представляющий собой своеобразный синтез из трех рассмотренных выше уровней. Здесь происходит выполнение регулятивно-поведенческой и мотивационной функции посредством многочисленных форм самоконтроля, организации и регламентации себя, самовоспитания, совершенствования, самооценки, самокритики, познания и выражения себя.

Информационное наполнение структуры самосознания относится к 2 механизмам его деятельности: уподобление, отождествление, интеллектуальный анализ своего «Я». В общем выделяют 3 основных пласта в сознании:

  1. Отношение к самому себе;
  2. Отношение к другим;
  3. Ожидание отношения других людей к себе.

Что касается отношения к другим, то его различают по уровням:

  • эгоцентрический уровень в виде восприятия себя как самоценности («Кто мне помогает — хорошие люди»);
  • группоцентрический уровень («Если человек в моей группе, то он — хороший»);
  • просоциальный уровень («Другой человек является самоценностью», «Поступай с другими так, как хотел бы, чтоб поступали с тобой»);
  • эстохолический уровень («Каждый человек определенно соотносится с духовным миром, с Богом. Главные качества здесь — милосердие, совесть, духовность»).
Предлагаем ознакомиться  Полезные свойства витамина с

В социальных науках

В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие сознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.

Уровни самосознания

Уровень осознания делиться на четыре этапа:

  1. непосредственно-чувственный;
  2. целостно-образный, или личностный;
  3. рефлексивный, или интеллектуально-аналитический;
  4. целенаправленно-деятельный.

Краткая характеристика каждого из них:

  1. Самоощущение и самопереживание психологических соматических процессов в организме, в личных желаниях, переживаниях, состоянии психики. Результат этому – самоидентификация личности.
  2. Осознанность себя как деятельного начала. Проявляется в виде переживания, актуализации, поддержания аутоидентичности «Я».
  3. Осознанность содержания мыслительных процессов. Проявляется в самонаблюдении, -осмыслении, -анализе, -выражении.
  4. Это синтез трех предыдущих уровней, результатом которого является выполнение регулятивно-поведенческих и мотивационных функций через большое количество самоконтроля, организации, воспитания, усовершенствования, оценки, критики, познания, выражения.

Ученые доказали: правое полушарие мозга отвечает за самоощущение, а левое полушарие – за рефлексивные механизмы.

В философии

В философиисамосознание есть сознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя, и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание выступает условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь, единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в этом значении оно понимается как непосредственно само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

Оцените статью
Стояк
Adblock detector