Роль субординации в деловых отношениях

Терминология

Впервые регламентировать отношения между работником и его начальником попытался Петр Первый. Русский царь в конце 1708 года обнародовал «Именной указ об отношении к начальству». Этот документ содержал в себе правила, согласно которым должен был вести себя подчиненный человек.

Если коротко, то наемный работник обязан был скрывать свой умственный потенциал и выглядеть дурачком перед начальством, чтобы не смущать последнего.

https://www.youtube.com/watch?v=https:rocketme.topads

Современные работодатели трактуют этот указ по-своему, но большинство до сих пор понимают эти слова буквально.

Термин в русский язык пришел из латинского. Значение слова «Subordinatio» дословно переводится как подчинение, обозначает положение человека в системе отношений.

Таким образом, это понятие можно воспринимать как соблюдение правил взаимоотношений, которые были установлены между людьми различных иерархических ступеней. Субординация обязательно должна придерживаться лицами, находящимися в отношениях старших и младших по званию либо должности, а также между начальником и подчиненным.

Впервые регламентировать отношения между работником и его начальником попытался

. Русский царь в конце 1708 года обнародовал «Именной указ об отношении к начальству». Этот документ содержал в себе правила, согласно которым должен был вести себя подчиненный человек.

Нарушения правил

Субординация – это система, которая определяет ступени подчинения, отличающиеся уровнем ответственности. Степень ответственности определяется наделенными полномочиями либо занимаемой должностью.

Благодаря такому механизму руководитель имеет возможность достичь поставленной цели – достаточной производительности сотрудников и должного качества работы. Так приходят к слаженному взаимодействию сотрудников внутри коллектива, задача которого заключается в выполнении итоговой задачи.

Создавая такие условия, руководитель может добиться правильной и отлаженной работы коллектива, который будет функционировать как часы. В случае нарушения подчинения результат получится совсем не тот, какой ожидается.

Субординация степени подчинения

Какими бы ни были правила, всегда бывают случаи нарушения субординации.

Нарушение субординации

Несоблюдением подчинения будут считаться такие действия:

  1. Фамильярность – устраняется черта между подчиненным и руководителем. Это приводит к безделью, необоснованному перекладыванию работы на других сотрудников, неуважительному отношению.
  2. Авторитарность управления негативно отражается на инициативности работников. Они начинают монотонно и бездумно делать работу, что приводит к снижению результативности процесса. Персонал избегает ответственности и не участвует в принятии решений.
  3. Любой руководитель имеет право принимать решения, раздавать поручения работникам и определять вид наказания только для рабочих своего подразделения и согласно своей компетенции. Запрещено решать вопросы без ведома непосредственного начальника. Это может негативно отразиться на собственном авторитете.
Субординация

Субординация — степени подчинения

Субординация

Нарушение субординации

рукопожатие руководителя
Психологический климат в коллективе зависит от равного и ровного отношение ко всем сотрудникам

Все правила основываются на четырёх принципах и, естественно, могут быть дополнены в зависимости от индивидуального стиля работы начальника, сферы деятельности и психологического климата в коллективе.Формулирование правил, их чёткое соблюдение и контроль за их выполнением всеми коллегами и подчинёнными.

Рационалистическая позиция по отношению к сотруднику: выполнение работы – результативность – оплата труда. Руководитель всегда нанимает сотрудника и оценивает его деятельность только с точки зрения её практической ценности и выгоды для общего дела.Ответственность за коллектив и отстаивание его интересов перед вышестоящими структурами.

Предлагаем ознакомиться  Лимфаденит - что это такое? Симптомы и лечение лимфаденита

только строго на одну ступень ниже.Демонстрация уверенности в собственной правоте и постоянного контроля за ситуацией: излишнее сомнение или неуверенность в собственной позиции воспринимается сотрудниками как слабость.Равное и ровное отношение ко всем сотрудникам, которое всегда связано с самостоятельностью каждого члена коллектива и распределением ответственности между ними.

Умение поощрить сотрудников не только материально, но и психологически. При этом достижение отдела, структурной единицы – победа и каждого члена коллектива без необходимости уточнения конкретных имен (и тем более – роли руководителя).Критика возможна только в адрес выполненной работы. Советы личного характера также недопустимы.Обращение к сотрудникам в форме на «Вы».

Руководитель и подчиненный вместе пьют кофе
Демократичный метод руководства допускает более тесное общение с подчиненными

Задача подчинённого – осознать правила, принятые в коллективе, и добросовестно их исполнять. Если какое-либо правило неприемлемо, то своё несогласие лучше озвучить руководителю изначально (для пояснения, мотивировки или его корректировки) или отказаться от работы в данном коллективе. Если правила основываются на четырёх основополагающих принципах, то их исполнение не будет столь уж невозможным.

Главное помнить…Профессиональный подход к выполнению обязанностей – залог успешной работы в любом коллективе и при любом начальстве.Самостоятельность и собственная взвешенная позиция при обсуждении вопросов редко сочетаются с категоричным тоном и желанием навязать свою позицию.Поиск конструктивных решений для всего коллектива – цель совещаний сотрудников, демонстрация постоянного согласия или перманентного несогласия говорят о непрофессионализме сотрудника.

Уважительность – это в первую очередь умение поддерживать доброжелательную атмосферу в коллективе, а также преданность и надёжность не только руководителю, но и всему коллективу в целом.Дополнительная ответственность повышает и права работника: если руководитель наделяет подчинённого новыми обязанностями, то спокойно отреагирует и на его деликатные вопросы о новых возможностях и правах.

Слова приветствия подчинённый произносит всегда первым, а руку подаёт начальник в том случае, если посчитает нужным или уместным.

Стучаться или нет?

Однозначно – нет. Стучаться в кабинет руководителя – дурной тон. Тем более, если назначены часы приёма или в приемной начальника есть секретарь. Стук в любую дверь офиса сейчас воспринимается как демонстрация неуверенности или ещё хуже – подозрительности, что коллеги на рабочем месте заняты чем-то незаконным.

Роль субординации в деловых отношениях

Можно. На аудиенции – после приглашения вышестоящего лица. На совещании – без специального приглашения.

Вставать или нет?

Есть три случая, когда подчинённому уместно встать из-за рабочего стола при встрече с руководителем.

  1. При знакомстве и приветствии руководителя в качестве нового шефа.
  2. Рабочим утром – первый раз в день, если у начальника есть привычка специально приветствовать работников и заходить в их кабинеты.
  3. При встрече делегации, важных гостей в офисе.

Правила субординации не просто регламентируют поведение в офисе или любой деловой обстановке, но упрощают взаимодействие между работником и руководителем. В сочетании с достоинством, тактом и уважительностью к человеческой личности они сделают любую деловую коммуникацию комфортной и конструктивной.

Служебные отношения

В организации с немногочисленным коллективом вполне достаточно одного начальника. При расширении штата работников для их управления потребуется целое структурное подразделение, состоящее из руководителей низших рангов. Так возникает служебная субординация.

С ее помощью устанавливается механизм служебного подчинения, суть которого заключается в отчетности низких структур перед структурами, находящимися на ранг выше.

При отсутствии субординации в коллективе организации рабочий процесс лишается порядка и контроля, появляется неразбериха во всех звеньях сотрудников. Правила взаимоотношений поддерживают должный порядок, и налаживает все участки производственного процесса, приводя компанию к поставленной цели.

Предлагаем ознакомиться  Капли для глаз своими руками

Каждый подчиненный и руководитель любого ранга должен четко осознавать:

  • кто кем управляет,
  • кто у кого находится в подчинении,
  • к кому именно нужно обращаться по определенному вопросу,
  • кто чем должен заниматься.
  • кто кем управляет;
  • кто у кого находится в подчинении;
  • к кому именно нужно обращаться по определенному вопросу;
  • кто чем должен заниматься.

Разновидности субординации

Это деловые отношения сверху вниз (между начальником и подчиненным) и снизу вверх (сотрудник низшего звена и руководство). Когда говорят о вертикальных взаимоотношениях, предполагают подчинение приказам руководителя структурного подразделения или организации.

Хороший начальник не допустит панибратских отношений с младшими по должности. Чтобы избежать рабочих неурядиц, следует держать дистанцию, причем с обеих сторон. Порой сотрудники ведут себя некорректно по отношению к начальству, подшучивают над ним, говорят категоричным тоном. Фамильярные работники, забывающие о правилах субординации, первыми попадают под сокращение.

Руководству также не стоит вникать в личные проблемы сотрудников, делиться с ними переживаниями, прощать неисполнительность и нарушения рабочей дисциплины.

С другой стороны, высокомерие или презрительное обращение с подчиненными создает нездоровую рабочую обстановку. Авторитарный стиль руководства приводит к подавлению инициативы персонала. Когда начальник отдает только приказы и распоряжения, работники перестают вникать в суть происходящего процесса и слепо выполняют инструкции.

В некоторых случаях руководитель может отступить от правил, если ему необходимо выслушать независимую точку зрения на проблему. Для этого существуют производственные совещания, на которых совместными усилиями принимается решение, намечается план дальнейших действий. Временное отступление от правил также приемлемо для выявления и продвижения наиболее инициативных и креативных сотрудников.

Это общение между собой сослуживцев, работающих в одной нише. Сюда можно отнести взаимоотношения руководителей равного уровня. В горизонтальных отношениях приемлемо равноправие и партнерство.

Корпоративная этика подразумевает доброжелательность между коллегами, распределение работы поровну. Не нужно принижать и бесконечно критиковать своих сослуживцев и самореализовываться за их счет. Такое поведение испортит отношения с коллективом, кроме того, не каждый руководитель поддерживает нечестную игру.

Другой вариант – стремление переложить свои обязанности на плечи соратника, например, пользуясь дружескими отношениями. Бездельничество на работе рано или поздно будет замечено, а получение премии станет под угрозой.

Если вас интересует, как получить справку об отсутствии судимости, прочтите этот материал.

О том, как заполнять личный листок по учету кадров, смотрите здесь.

Большинство предприятий построены на основе сложноподчиненной структуры. Поэтому субординация разделена на два вектора – горизонтальный и вертикальный.

Характерные черты каждого вида описываются так:

  1. Вертикальная субординация определяет особенности взаимоотношений сверху вниз, то есть отношения между начальником и рядовым работником, а также снизу вверх – между подчиненными и руководством. Согласно данной структуре работник обязан выполнять приказы начальства, следить за корректностью своего поведения, соблюдать дистанцию. Не допускаются фамильярное отношение, категоричные высказывания в сторону руководства и шутливые фразы. Руководитель в свою очередь не должен обсуждать с подчиненными свои проблемы и личную жизнь, прощать недисциплинированность и нарушение рабочего процесса своими подчиненными. Также нельзя проявлять авторитарность и презрительность по отношению к ним.
  2. Горизонтальная налаживает должные взаимоотношения между коллегами, работающими в одной организации, и между начальниками одного уровня. При такой структуре приветствуется равноправное сотрудничество, направленное на проявление доброжелательности между коллегами, а также распределение обязанностей в равном объеме.
Предлагаем ознакомиться  Корь краснуха паротит прививка подготовка

Как было сказано выше, в коллективе существуют 2 линии подчинения. Это значит, что, соответственно, выделяют 2 вида субординации в деловых отношениях:

  • Вертикальные трудовые взаимоотношения
  • Горизонтальные трудовые взаимоотношения

Вертикальная субординация подразумевает собой прямые отношения между руководителем и подчиненным, то есть эта система характеризуется схемой «сверху вниз». При таком виде взаимоотношений считается, что начальство не позволит себе чересчур панибратское отношение к подчиненным, а те, в свою очередь, не будут шутить и слишком открыто себя вести с руководством. Вертикаль – это четкая и слаженная иерархия в коллективе.

Вертикальная форма

Вертикальная форма

  • Слаженная и продуктивная работа в коллективе, так как работники не тратят энергию и время на выяснение каких-либо отношений с руководством
  • Каждый человек из-за четкой иерархии имеет свое четкое место, и его права никак не ущемляются
  • Начальство одинаково относится ко всем своим сотрудникам, и не поощряет тех, с кем находится в дружеских отношениях

У вертикали есть лишь один существенный минус: излишняя субординация, с которой начальство может перегнуть. В таком случае работа в той или иной компании будет напоминать тоталитарное государство, и подчиненные просто перестанут стараться, и рабочая атмосфера будет нарушена.

Горизонтальная субординация подразумевает собой взаимоотношения между коллегами, занимающими равные должности: к примеру, между руководителями разных отделов, или рядовыми рабочими одного. В этом случае ключевые правила общения другие, и подразумевают собой равноправие, партнерство, взаимовыручку и обоюдное уважение.

Плюс горизонтальной субординации заключается в том, что при хорошей атмосфере в коллективе общая продуктивность возрастает. Люди, которые уважают и прислушиваются друг к другу, работают как одна команда, действительно способны на удивительные свершения.

Минус горизонтали очевиден. К сожалению, коллеги нередко используют друг друга в корыстных целях, особенно если их взаимоотношения перерастают в дружеские и выходят за пределы работы. К примеру, одни люди могут выполнить за кого-то другого его работу просто потому, что тот попросил. Следует помнить, что даже если вы равны в должности, нужно держать определенную дистанцию.

Вывод

Роль субординации в деловых отношениях

Корректные отношения между руководящими и рабочими звеньями являются гарантией согласованной и налаженной работы организации. Важна субординация в деловых отношениях, в военных структурах, в компаниях с многоуровневой служебной иерархией. Налаживая внутри коллектива соблюдение правил внутреннего распорядка, рабочего регламента и взаимоотношений между разными иерархическими ступенями, можно добиться высоких производственных результатов, максимальной эффективности коллективной и индивидуальной работы.

Оцените статью
Стояк
Adblock detector