Задачи на виды мышления

Как развить

Даже если у вас низкий уровень образного мышления, не стоит расстраиваться. Во-первых, это значит, что у вас ведущими являются другие. А во-вторых, если уж вам так необходимо именно оно, его всегда можно развить.

Чтобы быть успешным в дальнейшем обучении и для развития творческих способностей ребёнку очень важно научиться образному мышлению. Ему надо дозированно и в соответствии с возрастом давать задачи на развитие НОМ.

Давать задания на распределение предметов по группам. Он должен с лёгкостью разделять рисунки с животными и людьми, зелёные и красные яблоки, звёздочки и треугольники. Так формируется топологическая структура образов в голове на основе простейшей операции сравнения.

Дать задание нарисовать для домика забор. Если трёхлетнему малышу допустимо сделать его в виде волнистой линии, то в 4 года к типологической структуре формирования образа добавляется проективная. Он должен выстроить забор прямым.

В этом возрасте уже пора формировать математические, порядковые, объёмные образы. Перелейте воду из широкого сосуда в узкий и спросите, где её больше. Или превратите пластилиновый шарик в лепёшку и задайте тот же вопрос. Ребёнок должен видеть, что одинаково и тут, и там.

Для дошкольников тренировка образного мышления должна войти в привычку и стать ежедневной практикой. Это нужно, чтобы максимально подготовить почву для формирования мыслительных процессов и операций, над которыми придётся работать уже в школе. Этому посвящены занятия в большинстве развивающих кружков, об этом должны задумываться воспитатели в детском саду и родители дома. Например, гуляя, можно давать ребёнку различные устные упражнения:

  • найди спрятавшегося в траве кота (в листве — птичку);
  • на кого похоже облако в небе (лужа на асфальте/сугроб/очертания дерева);
  • найди самый высокий дом;
  • какие предметы синего цвета ты видишь вокруг?
  • можешь ли ты сам найти дорогу домой?
  • что изменилось сегодня на улице по сравнению со вчерашним днём?

Задания на обычную наблюдательность — это и есть упражнения на развитие образного мышления. Точно так же, как и вопросы по прочитанной сказке. Как ребёнок представляет злого волка, хитрую лису, трусливого зайчишку? Пусть подробно описывает их.

Образное мышление является своеобразным инструментом, который предоставляет человеку дополнительные возможности для быстрого и эффективного решения жизненных проблем и насущных задач. Поэтому даже взрослым будет полезно регулярно развивать его. Какие упражнения в этом помогут?

Этап 1. Представьте себе шампанское. Неважно, как — в бутылке или в бокале, на магазинной полке или на столе.

Этап 2. Представьте себя сомелье. Вам нужно ощутить вкус и аромат шампанского. Сделайте это так, чтобы у вас защекотало ноздри, а во рту чувствовались лопающиеся пузырьки. А теперь вспомните сорта, которые вы когда-либо пробовали. Вы можете сказать, чем они отличаются по вкусу, цвету, запаху?

Этап 3. Вы — рекламный агент. Представьте как можно ярче бутылку шампанского. Можете ли вы в ней что-нибудь изменить, чтобы она была ещё более привлекательной для покупателей? Продумайте до мелочей всё, что будет написано на этикетке.

Этап 4. Вам заказали нарисовать несколько картин с шампанским, ведь вы — профессиональный художник. Представьте, как вы изобразите бокалы на новогоднем столе, а как — на романтическом вечере. Старайтесь прорисовывать каждую деталь: брызги, блики на хрустале, окружающее застолье, руки тех, кто держит бокалы, и т. д.

Представьте себя в тёмном дворе поздним вечером. В тени многоэтажки стоит машина. Подсознательно вы понимаете, что это Ferrari, но видите только общие её очертания.

Начните медленно подходить к ней. С каждым шагом представляйте, как ваш взгляд выхватывает новую деталь из образа машины: колёса, зеркала, цвет.

Подойдите к ней вплотную. Представьте, как касаетесь её. Ощутите холод металла. Посмотритесь в боковое зеркало — поймайте в нём своё отражение.

Задачи на виды мышления

Хорошо развитое наглядно-образное мышление расширяет ассоциативные ряды, позволяет видеть практически любую проблему как картинку и достраивать её недостающие элементы (как пазлы). Это помогает быстро и эффективно решать различные жизненные задачи. Поэтому всем полезно узнать уровень развития своего НОМ и регулярно тренировать его.

У детей развитие операций мышления происходит в ходе игры. Ребенок может описать любой воображаемый предмет и действовать им. Результативно простое упражнения «Представь…» и дальше идет набор любых качеств, которые надо объединить в одном образе и рассказать об этом персонаже историю. Упражнение для всех возрастов «Я знаю 5…».

Варианты развития образности – это:

  • 5 свойств обычного гвоздя;
  • 5 признаков зимы;
  • 5 чувств.

Постепенно количество можно увеличивать. Для чего нужно улучшать образное мышление у взрослых и детей мы рассказывали в этой статье.

Развитию помогают пазлы, чтение книг и просмотр фильмов с последующим обсуждением.

Образное мышление делает жизнь проще и интереснее. Его можно и нужно тренировать в любом возрасте.

Введение

Жизнь постоянно ставит перед человеком
разные по своей сложности задачи и проблемы. Возникновение таких
проблем, трудностей и неожиданностей требует от человека более
глубокого познания мира, открытия в нем новых свойств,
закономерностей и связей. Каждый человек в своей жизни делает
множество открытий, и необязательно эти открытия являются великими и
ценными в масштабах всего человечества. Таким образом, можно считать,
что тема курсовой работы имеет большую актуальность

Проблема мышления долгое время изучалась в рамках
философии и логики. В настоящее время вместе с философией и логикой
исследованием мышления занимаются психология и многие другие научные
дисциплины: физиология, кибернетика, лингвистика и т.д. Специфика
психологии состоит в том, что она изучает мышление конкретного
человека в его реальной жизни и деятельности.

– понятие мышления;

– виды и формы мышления;

– индивидуально-психологические особенности мышления ;

– мышление как процесс решения задач;

– сущность задачи и ее решения;

– мыслительные операции при решении задач;

– мышление и творческое решение задач.

При подготовке курсовой работы использовались
научно-учебные пособия и монографии, публикации специализированной
периодической печати.

Классификация

o снижение уровня обобщения;

o искажение уровня обобщения.

o разноплановость мышления;

o резонерство.

o лабильность мышления, или «скачка идей»; инертность мышления, или «вязкость» мышления; непоследовательность суждений;

o откликаемость.

o нарушение критичности мышления;

o нарушение регулирующей функции мышления;

o разорванность мышления.

В психологии выделяют виды мышления в зависимости от способа, которым человек приходит к выводам:

  • Наглядно-действенное – познавательная деятельность, основанная на восприятии конкретных объектов и манипуляций с ними;
  • Наглядно-образное – опирается на образы и суждения, позволяет использовать конкретные образы для иллюстрации умозаключений;
  • Словесно-логическое – опирается на логические конструкции и умозаключения. Способно рассуждать об отвлечённых понятиях;
  • Предметно-действенное – близко к наглядно-действенному. Используется для решения прикладных задач;
  • Эмпирическое – использование пережитого опыта для умозаключений.

Каждому человеку в той или иной мере свойственны все типы. Словесно-логический или абстрактный тип развивается позже остальных. Характерен только для человека. Другие типы в разной степени проявляются у некоторых животных. В сущности, абстрактное мышление позволяет человеку использовать широкий понятийный аппарат и передавать знания через опосредованные источники – книга, обучающий фильм и т.д.

Ниже опишу иные варианты выделения разновидностей мыслительной деятельности.

По характеру задач

В зависимости от цели мысль человека может быть направлена на выстраивание теорий или получение наглядного, практического итога.

Формы (критерии) мышления

Описание различных видов и типов
мышления строится на предпосылке, что нет мышления вообще: мышление
неоднородно и подлежит детализации. Разные виды мышления
подразделяются по своему функциональному назначению, развитию,
строению, используемым средствам, познавательным возможностям.

Задачи на виды мышления

— объект как таковой в своей материальности и
конкретности;

— объект, изображенный на рисунке, схеме, чертеже;

— объект, описанный в той или иной знаковой
системе.

— через практическое действие с объектом;

— с помощью оперирования образными
представлениями;

— на основе логических понятий и других знаковых
образований.

Основная характеристика наглядно-действенного мышления
определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать
отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические
познавательные предметные действия являются основой всех более
поздних форм мышления.

При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в
плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными
изображениями объектов через их образные представления. При этом
образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических
операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными
представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

Путь от образного мышления к понятийному ведет от
конкретного образа через формирование образов все более высокого
уровня обобщения к образным схемам. В этих схемах фиксируются уже не
все черты отражаемого предмета, а только главные компоненты,
существенные в практической деятельности. Чем дальше продвигается
образ от восприятия к схеме, тем он абстрактнее, т.е.

В результате такого абстрагирования в
правом полушарии формируются зрительные схемы-образования,
сохраняющие элементы сходства с исходным объектом и зависящие от
конкретной деятельности человека, от контекста в широком смысле. Эти
образования всегда целостные, отражающие пространственно-временные
особенности объектов;

формируемые правым полушарием представления
могут быть упорядочены по степени обобщенности от первичного образа
через многократную трансформацию к формированию абстрактной схемы.
Последовательные этапы обобщения первичного образа могут служить
элементами специфических представлений правого полушария, к которым
относятся, например, фотографии, иконические знаки, иероглифы,
блок-схемы, планы.

Предлагаем ознакомиться  Мышление понятие виды свойства

Слова и понятия, являющиеся продуктами
абстрагирования в левом полушарии, теряют структурную связь с
обозначаемым объектом, не сохраняют его индивидуальных особенностей,
представляя собой результаты классификации и категоризации объектов
внешнего мира.

Задачи на виды мышления

На уровне словесно-логического мышления
субъект может, оперируя логическими понятиями, познавать существенные
закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает
мир образных представлений и практических действий.

Описанные виды мышления образуют этапы развития мышления
в филогенезе и онтогенезе. Они сосуществуют у взрослого человека и
функционируют при решении различных задач. Поэтому их нельзя
оценивать с точки зрения большей или меньшей ценности.
Словесно-логическое мышление не может быть «идеалом»
мышления вообще, конечной точкой интеллектуального развития.

Мышление оперирует несколькими основными категориями, которые характерны в основном для абстрактно-логического типа.

  • Понятие — простейший акт мыслительной деятельности. Он отражает сам факт понимания предметов или явлений. Внешнее проявление понятия – способность назвать объект, используя его основные черты (чёрная кошка, холодный дождь, плохое настроение и т.д.).
  • Суждение — способность устанавливать взаимосвязь между понятиями, объединять их в группы. Внешнее выражение – способность описать одно понятие с помощью других в предложении. Примеры суждений – кошка и собака – это животные; дождь – осадки в виде воды.
  • Умозаключение — позволяет выводить новые суждения из имеющихся, взаимосвязанных между собой. Пример умозаключения: дождь – это осадки в виде воды, зимой вода замерзает, значит, дождь возможен только летом. Умозаключения могут быть верными или неверными. Пример неверного умозаключения – кошка – животное, кошка мяукает, значит, все животные мяукают.

Отдельный вид умозаключений – гипотеза. Она частично или полностью основана на предположениях и требует проверки и доказательств. В повседневной жизни человек производит несколько сотен умозаключений в день. Например, из показаний термометра за окном делает вывод, какую одежду надеть.

Диагностика

Погрузить ребенка в творчество – главное и верное родительское решение. Творческие люди всегда в поиске нового. Заметить творческие задатки у ребенка можно в самом раннем возрасте. Главное, любить, развивать и наблюдать. И вот что можно увидеть:

  • яркие эмоции на игрушки;
  • неподдельный интерес к людям;
  • острое желание подражать, повторять за кем-либо услышанные слова и действия.

Для оценки творческих способностей детей в психологии используется ряд критериев – это, к примеру:

  • гибкость;
  • оригинальность;
  • творческие идеи и решения.

Задачи на виды мышления

Можно пройти самый простой тест на образное мышление. Внимательно посмотрите на изображения и постарайтесь разглядеть в них, кроме основного предмета, и те, что художник тщательно скрыл от прямого взгляда. Чем быстрее вы их увидите, тем лучше.

Ещё один тест, который позволит определить, какой тип мышления у вас преобладает и насколько развито образное. Прочитайте утверждения, поставьте плюсы (галочки) напротив тех, которые относятся к вам.

Интерпретация результатов

Подсчитайте количество плюсов (галочек) в соответствии с этой таблицей и посмотрите, насколько у вас развито образное мышление по сравнению с остальными.

Если в колонке НОМ значится до 2 плюсов — это низкий уровень развития, 3-5 — нормальный, 6-8 — высокий.

Понятие мышления

Картинки для теста на образное мышление

Психологическое исследование природы
мышления исходит из различения чувственного и рационального познания.
Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно
лишь чувственного восприятия. Во-первых, сущность предметов и явлений
непосредственно не совпадает с их внешним обликом, доступным
восприятию.

Во-вторых, сложные явления природного и социального мира
недоступны восприятию— они не выражены в наглядных свойствах.
В-третьих, восприятие ограничено отражением предметов и явлений в
момент их непосредственного воздействия на органы чувств человека, с
помощью восприятия невозможно познать то, что уже случилось
(прошлое), и то, чего еще нет (будущее).

Мышление раскрывает то, что непосредственно не дано в
восприятии. Основная задача мышления заключается в выявлении
существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях
посредством отделения их от случайных совпадений во времени и
пространстве. В процессе мышления осуществляется переход от
единичного к общему. Таким образом, мышлению свойственно обобщенное
отражение действительности.

В процессе мышления субъект использует различного рода
средства, выработанные человечеством с целью проникновения в
существенные связи и отношения предметного и социального мира:
практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др.
Опора на культурные средства характеризует такую особенность
мышления, как его опосредованностъ.

Таким образом, традиционные определения мышления,
которые можно встретить в большинстве учебников по психологии, обычно
фиксируют два его признака: обобщенность и опосредованность.
Мышление— процесс обобщенного и опосредованного отражения
действительности в ее существенных связях и отношениях.

1) связь с действием. С.Л. Рубинштейн писал: «Мышление
теснейшим образом связано с действием. Человек познает
действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его.
Мышление не просто сопровождается действием или действие —
мышлением; действие — это первичная форма существования
мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и
действием, мышление, которое совершается в действии и действием
выявляется»1;

2) связь с речью. Человеческое мышление — это
речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей
друг с другом. Формирование специфически человеческого мышления в
онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и
ребенка.

— во-первых, собственно человеческий мыслительный
акт является социальным, «разделенным» между людьми, что
отражает общественный характер трудовой деятельности, и для его
осуществления необходима речь как средство коммуникации;

— во-вторых, мышление возникает как процесс,
опосредствованный сначала материальными орудиями труда, а затем —
системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т.е.
средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта;

— в-третьих, понятийное, логическое мышление
является произвольным, речь выступает при этом как система средств,
овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным
процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность;

— в-четвертых, мышление как высшая психическая
функция обладает системным строением, т.е. построена на материале
различных натуральных процессов («ручного» интеллекта,
непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), и именно речь
является тем основным «инструментом», с помощью которого
эта система организуется и существует как единое психическое
образование.

Мышление является предметом изучения не только
психологии, но также – и даже, прежде всего, – диалектической логики.
Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако,
свою отличную проблематику или сферу исследования. Проблемой логики
является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к
бытию.

Проблемой психологии является протекание мыслительного
процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной
взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания. Психология, так же
как и теория познания, рассматривает мышление не в отрыве от бытия.
Она изучает его как специальный предмет своего исследования.

Русский физиолог И. П. Павлов, характеризуя мышление,
писал: “Мышление – орудие высшей ориентировки человека в
окружающем мире и в себе самом”2.
С физиологической точки зрения, процесс мышления представляет собой
сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий
головного мозга.

Тест на то, какой тип мышления у вас преобладает и насколько развито

Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение
те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми
концами анализаторов. По мнению Павлова: “Мышление… ничего
другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие
в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций.

Для описания проявлений мышления в психологии
применяется определение мышления в широком смысле как активной
познавательной деятельности субъекта, необходимой для его полноценной
ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения
конкретных механизмов мышления в психологической науке говорят о
мышлении в узком смысле как процессе решения задач.

– набор определенных условий;

– требование, которого нужно достичь.

С психологической точки зрения,
требованию задачи соответствует субъективно поставленная цель, а
условием – средства ее достижения. Движущей силой процесса мышления
являются возникающие противоречия в субъективной структуре – между
целью и средствами. Следовательно, решение задачи есть процесс
достижения поставленной цели и поиск необходимых для этого средств в
определенных условиях.

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности и связан с процессом решения задач.

Результаты для теста на образное мышление

Мышление опирается на ощущения и восприятия, которые являются источником получаемой информации о внешнем мире. Однако мышление выходит далеко за их пределы. Оно позволяет познать то, что не лежит на поверхности, что скрыто от непосредственного восприятия. В восприятии предметы и явления, их свойства даны в единичных, несущественных связях.

Итак, если ощущение и восприятие — познание действительности при непосредственном воздействии внешнего мира на органы чувств, то мышление — это опосредованное отражение действительности. В мышлении действительность отражается посредством понятий/знаков, символов. Именно они позволяют оторваться от наглядной ситуации, отвлечься от несущественных свойств и отношений.

В чём минусы

Психологи также предупреждают, в чём заключается опасность образного мышления.

Проблема в том, что оно может слишком далеко увести от реальности, особенно если преобладает над действенно-образным и словесно-логическим. Дети, увлечённые собственными образами в голове, начинают не просто сочинять небылицы, но и верить в них. И, если у детей этот перекос легко корректируется с помощью психотерапии, то со взрослыми ситуация складывается гораздо серьёзнее.

Во-первых, многие творческие гениальные люди, у которых образное мышление находится на высоком пике развития, теряют связь с реальностью и начинают мнить себя чем-то вроде божества. Им кажется, что они озарены светом свыше, если им позволено видеть в обычных вещах то, чего не замечают другие. Эго раздувается до неимоверных размеров, что приводит к социальной дезадаптации и различным расстройствам личности.

Предлагаем ознакомиться  Повышенное слюноотделение в ночное время

Во-вторых, самые обычные люди под влиянием образов в голове начинают связывать те предметы и явления окружающего мира, между которыми нет ничего общего. Этим объясняется вера в магию, колдовство, потусторонние реальности. Слыша ночью в комнате шорох, они во всех деталях представляют себе настоящего монстра и отрицают наличие мышей в доме.

Ещё один минус в том, что не всегда хватает слов и речевых оборотов, чтобы описать ту картинку, которая складывается в голове. Из-за этого в быту часто возникают противоречия и недопонимания. Например, пришли супруги в магазин выбирать текстиль для спальни. Одному кажется, что это цветовое решение идеально впишется в интерьер, а другой считает, что будет смотреться слишком вызывающе и кричаще.

Виды использования

Образы возникают из сохраненных в памяти событий, знаний, или воссоздаются воображением. Человек опирается на них при планировании своих действий, восприятия действительности, поиске выхода из проблемных ситуаций, при решении задач.

В музыке

Музыкально-образное способствует пониманию музыки на уровне чувств, ее сопоставлению со знакомыми объектами, явлениями природы, событиями.

В профессии

Людям с развитой способностью мыслить образами подходят профессии:

  • дизайнера;
  • изобретателя;
  • режиссера;
  • художника;
  • архитектора;
  • другие профессии, связанные с творчеством и мощной визуализацией.

Они могут представить задуманное еще на этапе идеи.

В искусстве

Произведения искусства отражают отношение автора к чему-либо. Это синтез чувств, ощущений, мыслей творца.

Умение передать свой внутренний мир через художественный образ – свойство разных видов образного мышления.

В учебе

Создает цепочки знаний, соединяя информацию, полученную на разных уроках. Помогает применять их в разных ситуациях.

Особенности

  • Отражение посредством обобщения. Участниками мыслительного процесса всегда являются общие представления человека о явлениях, предметах и событиях. Люди выстраивают причинно-следственную связь, обобщая огромное количество фактов, с которыми они сталкивались в прошлом.
  • Опосредованность познания. В своих мыслях каждый индивид опирается на собственные чувства, эмоции и опыт.
  • Решение различных ситуаций. Поиск пути разрешения той или иной проблемы всегда имеет примерно один сценарий: сначала происходит анализ происходящего, затем – отбор наиболее подходящих вариантов действий. Искания могут проходить через метод проб и ошибок, рациональным или иррациональным образом.
  • Непосредственная связь с речью. Мышление напрямую связано с речевыми функциями личности. Любая идея, замысел, задумка формулируется вербально и выражается словесно.

Основные характеристики предметов и явлений, а также их взаимосвязи и взаимоотношения определяют понятия. Они применимы и чем более важные черты послужили для них фундаментом, тем наиболее эффективной будет человеческая деятельность.

Суждение является отражением связи между объектами в виде утвердительных или отрицательных высказываний. Оно основывается не только на знаниях о чем-либо, но и на субъективных оценках, исходящих из отношения к его истинности.

Умозаключение – это совокупность нескольких соображений, которые в итоге способны трансформироваться в логический вывод. Мыслительная деятельность базируется на дедукции, индукции и использовании аналогий.

На образ мысли могут влиять и определенные характеристики личности.

Мужское

Как правило, оно основывается на логическом анализе и нацелено на создание плана конкретных действий. Ему присущи целенаправленность, рациональность и отчуждение разума от ощущений. Мужчины стремятся перейти от обдумывания к поступкам и достижению определенного результата, а эмоции только мешают процессу осмысления.

Женское

Чаще всего имеет интуитивную основу, которая практически всегда сопровождается чувственным опытом. Важную роль играют конкретизация и детализация информации. Ход мышления женщины может меняться под воздействием настроения, хотя многим девушкам присущи и логика, и рационализм, и умение планировать, анализировать.

Девушкам бывает непросто понять самих себя и разобраться в хитросплетениях действительности. В таких ситуациях я с радостью приду на помощь. Записывайтесь мою консультацию, и я подскажу, как действенно и эффективно использовать внутренние ресурсы и превратить женственность в мощный источник энергии.

Позитивное

Люди с этим типом мышления чаще склонны видеть вокруг возможности, а не препятствия. Что бы ни происходило, они стремятся сохранить оптимистичный настрой, при этом реалистично и конструктивно оценивая обстановку и находя в ней то, что способствует достижению успеха.

Негативное

Сопровождается эмоциями, связанными с недовольством жизнью и пессимизмом. Люди такого склада ума склоняются к пассивной критике происходящего, выражению своих неприятных ощущений и мыслей, но далеко не всегда берут на себя ответственность для решения возникшей проблемы.

Стратегическое

Им обладают личности, которые предпочитают планировать свою деятельность далеко вперед и умеют ставить долгосрочные цели. Они придерживаются своего плана и видят самые эффективные пути достижения задуманного. Как правило, это хорошие управленцы и бизнесмены.

Идеалистическое

Вместо познания мира, идеалисты создают в голове его модель, которую они пытаются наложить на реальность. Чаще всего эти картинки не совпадают, что вызывает у человека негативные эмоции, переживания. Индивид с таким складом ума может не замечать очевидного из-за этого стремления к иллюзиям.

Иррациональное

Иррационалу не всегда удается увидеть и осознать причины своих поступков. Он не анализирует, не критикует, а просто верит в то, чем занимается. Для него важнее всего – результативность действий, а не логичность или объективность оценки.

Рациональное

В отличие от предыдущего, рационал обращается только к фактам, знаниям и навыкам. Ощущения, эмоции он отодвигает на второй план, предпочитая мыслить трезво, конструктивно, быстро и логично решая поставленные задачи.

Аналитическое

Человек с этим образом мысли опирается исключительно на логику. Он уверен, что все имеет причинно-следственную связь, поэтому для решения проблемы нужно долго анализировать, изучать ситуацию и докопаться до первопричины.

Синтезирующее

Хорошо развито у тех, кто способен из отдельных частей информации воссоздать полную и понятную картинку действительности. Такие люди не пугаются рутинной работы и предпочитают скорее стабильность, чем перемены. Окружающий мир воспринимается ими с настороженностью. Часто из личностей такого склада получаются выдающиеся ученые.

Мышлению конкретного человека присущи
индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей
проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается
соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности
(наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и
абстрактно-логического).

При этом быстрота мышления – это
скорость протекания мыслительных процессов.

Самостоятельность мышления – умение
увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его
собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо
выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления – способность
изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и
отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не
удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование
исходных данных, понимание и использование их относительности.

Инертность мышления – качество
мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам
мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов –
минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа
решения.

Экономичность мышления – число
логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая
закономерность.

Широта ума – умение охватить широкий
круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления – умение вникать в
сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия;
проявляется в степени существенности признаков, которые человек может
абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их
обобщенности.

Последовательность мышления – умение
соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного
вопроса.

Критичность мышления – качество
мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов
мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны,
доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество
мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее
значимых признаков, на уже известные закономерности.

Все указанные качества индивидуальны,
изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные
особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно
оценить умственные способности и знания.

Мышление как процесс решения задач

  • Сравнение – сопоставление предметов или явлений, поиск у них сходств и различий.
  • Анализ – выявление в объекте конкретных характеристик и свойств.
  • Синтез – объединение ряда элементов в целое.
  • Абстракция – отвлечение от общего и выделение одной стороны.
  • Обобщение – умение группировать подобные признаки.

На качество мысли влияют ошибки в восприятии и обработке информации. К таким, например, относятся нарушения внимания, памяти, слуха или зрения – то есть из внешнего мира человек получает данные, несоответствующие действительности. Исходя из них он делает неверные выводы и умозаключения.

Другой причиной искаженного образа мышления является психоз. Мозг перестает работать в базовом режиме, что приводит к беспорядочным соображениям.

  • Операции – это своеобразные единицы измерения мышления. За их счёт и осуществляется мыслительная деятельность. Они присутствуют на любом этапе развития интеллектуальных способностей, но проявляются в разных формах.
  • Сравнение — это поиск различий и сходств между объектами. На основании сравнения объекты могут объединяться в группе по схожести.
  • Анализ — разделение объекта на составляющие. На простейшем этапе сопровождается физическим разделением объекта (ребёнок ломает игрушки).
  • Синтез — операция, противоположная анализу – воссоздание вида целого объекта из его частей.
  • Абстракция — выделение существенных признаков объекта, игнорирование несущественных.
  • Конкретизация — операция, противоположная абстрагированию – выявление конкретных характеристик объекта, восприятие его многообразия.
  • Индукция — выведение умозаключения от частного к общему, распространение знаний о конкретном объекте на всю группу похожих объектов.
  • Дедукция — операция, противоположная индукции – выведение умозаключения от общего к частному, распространение знаний о группе объектов на каждый объект их этой группы.

Подробнее читайте в статье Дедуктивное мышление

  • Классификация — разделение объектов по их различию. Выполняется на основе сравнения.
  • Обобщение — выявление общих признаков для разных объектов. Эта операция выполняется на основе сравнения.
Предлагаем ознакомиться  Методы развития мышления - MOZGOTREN

Мышление часто развертывается как процесс решения задач. Эти задачи могут относиться к области природы, общественной жизни, к самому человеку. Задачи могут возникать по ходу выполнения той или иной практической деятельности или быть специально созданными (учебные задачи или игровые задачи).

Задача выступает как объект мышления.

Субъект мышления — тот, кто решает задачу. Мы можем предложить человеку решить задачу, но не всегда задача становится его собственной, т. е. человек может не принять ее (занят, задача неинтересная, думает о другом).

Что же такое принятие задачи? Акт принятия задачи — это связывание задачи с мотивами личности. В психологической литературе обычно принято выделять две группы мотивов: внешние мотивы мыслительной деятельности и внутренние. Это название условно, но имеет следующий смысл: внешние мотивы — задача решается ради достижения результата, не связанного с познанием объекта, раскрытием неявных свойств объекта.

3 стр., 1216 слов

Больная Х…, 23 лет. Предъявляет жалобы на потерю интереса к жизни, данное состояния развилось после автокатастрофы, где погибла её семья. Сидит опустив голову, выражение лица печальное. На вопросы отвечает односложно, ходит и двигается медленно, заявляет, что никогда не поправится, что она “окаменела”, “перестала любить близких”; в то же время беспокоится о них и страдает, что не испытывает к …

Человек может начать решать задачу на основе внешней мотивации (например, чтобы окружающие не могли подумать, что он се не может решить).

Но постепенно задача так захватывает его, что он начинает решать ради самого процесса решения задачи. Деятельность по решению задач всегда полимотивированна, т. е. побуждается многими мотивами.

Задача, которая подлежит решению и которая принята субъектом, может первоначально решаться на основе знакомых, отработанных приемов, или человеку может казаться, что он легко ее решит знакомыми приемами. Однако человек может зайти в тупик — ранее применяемые методы не ведут к решению. Возникает проблемная ситуация, для овладения.

«А что мне дальше делать, как быть?» Эта потребность возникает на определенном этапе решения задачи. Однако чаше соотношение бывает обратным: сначала возникает проблемная ситуация, а затем на ее основе формулируется задача, то есть намечается искомое, которое можно найти путем преобразования определенных условий.

В искусственно составленной задаче выделяют требования и условия, которые определяют пути реализации этого требования. В условии содержится некоторая информация, но недостаточная для решения задачи. Процесс решения мыслительной задач состоит в уменьшении исходной неопределенности условий, в активном выборе информации, которая поступает как результат собственных действий субъекта.

В задаче всегда что-то еще нужно и можно узнать. В этом «что-то еще», в невыполненных условиях, «промежуточных данных» и заключено неизвестное, которое является предметом мыслительных усилий. Деятельность мышления состоит в том, чтобы найти связи, отношения между элементами проблемной ситуации: исходными данными и теми, которые в ней участвуют, но не даны, а должны быть выявлены мыслящим субъектом.

Какое-то из этих познаваемых в процессе решения задачи отношений и будет основным, искомым. Оно позволяет перекинуть мостик от неизвестного к тому. что требуется узнать В психологии решения задач используется понятие «поиск решения» — это отыскание принципа, логики решения в соответствии с которым и будут выполняться те или иные действия. Однако сказать, приведут ли эти действия к окончательному результату, нельзя.

3 стр., 1427 слов

9. Эмоции как внутренние регуляторы деятельности. Классификация эмоций. Эмо́ции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека, либо …

Попробуйте решить сейчас следующую задачу. Проведите через 4 точки 3 прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги так, чтобы карандаш возвратился в исходную точку.

Задачи на виды мышления

Как вы решаете задачу? Вначале вы анализируете условия. Затем выдвигаете гипотезы. Гипотезы — важная составляющая процесса решения задачи. Процесс выдвижения гипотез зависит во многом от личностных факторов. Так, одни люди выдвигают множество гипотез могут осуществлять их не только прямую, но и косвенную проверку, не проявляют консерватизма в субъективной оценке вероятности гипотез. Другие проявляют инертность в выдвижении гипотез и при их проверке

Гипотезы могут выдвигаться одна за другой и последовательно проверяться. Могут выдвигаться все гипотезы сразу и затем проверяться.

Любая задача имеет объективную
(предметную) и субъективную (психологическую) структуры. Объективно
задача включает в себя: 1) набор определенных условий и 2)
требование, которого нужно достичь. С психологической стороны
требованию задачи соответствует субъективно поставленная цель, а
условиям — средства ее достижения.

Таким образом, задача —
это цель, заданная в определенных условиях, а решение задачи —
процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого
средств. Если в прошлом опыте субъекта имеются готовые средства
достижения цели, то решение задачи фактически сводится к
использованию сформированного мыслительного действия, воспроизводству
готового знания. Такой вид мышления называют репродуктивным.

Решение задачи надо начинать с глубокого и всестороннего
анализа задачи. Первое, что нужно – расчленить формулировку
задачи на условия и требования. Анализ задачи должен быть всегда
направлен на ее требования. Результаты анализа фиксируются
схематической записью задачи. Часто удобнее использовать разного рода
графические схемы, чертежи.

Весь этот анализ составляет первый этап
процесса решения задачи. Второй этап – схематическая запись
задачи. Третий этап – поиск плана решения задачи. Четвертый этап –
осуществление решения задачи. Пятый этап – проверка решения
задачи. Шестой этап – исследования задачи. Седьмой этап –
формулирование ответа.

Задачи на виды мышления

Отсутствие готовых средств решения характеризует особый
вид интеллектуальных задач — проблему.

Проблема возникает, например, тогда,
когда у человека есть какая-либо цель и он не знает, как эту цель
достигнуть. Мышление выступает на сцену во всех тех случаях, когда
переход от данного состояния к желаемому нельзя осуществить путем
непосредственного действия (выполнения таких операций,
целесообразность которых не вызывает никаких сомнений).

Мышление
должно наметить ведущее к цели действие прежде, чем это действие
будет выполнено. Решение практической проблемы должно поэтому
удовлетворять двум требованиям: во-первых, его осуществление
(воплощение в практике) должно иметь своим результатом достижение
желаемого состояния, и, во-вторых, оно должно быть таким, чтобы,
исходя из данного состояния, его можно было осуществить путем
соответствующего действия3.

Заключение

ребенок сперва осваивает действия с
предметами, позже научается манипулировать образами к подростковому
возрасту формирует понятия. Принцип поддержки психических процессов
пользователя в контексте мышления означает стремление представить
задачу доступной для решения наиболее ранним, и в этом смысле –
простым его видом.

Другое определение мышления сводит его к процессу
категоризации (классификации) – отнесения того или иного
объекта к определенной категории.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи
мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции,
обобщения и конкретизации.

Сравнение – это сопоставление
предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

Анализ – это мысленное
расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в
нем отдельных частей, признаков и свойств.

Синтез – это мысленное соединение отдельных
элементов, частей и признаков в единое целое.

Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве
друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие
мыслительные операции.

Абстракция – это мысленное выделение существенных
свойств и признаков предметов или явлений при одновременном
отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.

Обобщение – мысленное объединение предметов и
явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые
выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и
обобщения противоположен процесс конкретизации.

Конкретизация – мыслительный переход от общего к
единичному, которое соответствует этому общему.

То, как мы мыслим, зависит от личностных особенностей и формируется на основе врожденных качеств. Все это влияет и на эффективность мыслительных операций, восприятие мира, и на решение различных проблем. В большинстве случаев мировосприятие можно скорректировать (например, негативное сменить на позитивное).

Вот несколько советов, которые помогут вам научиться думать глубоко, качественно и действенно:

  • Читайте больше книг и делайте это осознанно: анализируйте, систематизируйте прочитанное.
  • Играйте в развивающие игры, периодически разгадывайте головоломки.
  • Изучайте математику.
  • Учите иностранные языки.

Попробуйте определить, какое мышление преобладает в психологии вашего сознания, опираясь на его основные виды (по форме и содержанию), кратко и наглядно перечисленные в этой статье. Если вам покажется, что такой способ оценки окружающего пространства недостаточно эффективен и требует некоторой перезагрузки, записывайтесь на мою консультацию. На ней вы научитесь успешно выстраивать коммуникации с действительностью и получать от нее личную пользу.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

Список литературы

  1. Введение в психологию / под ред.
    А.В. Петровского. М., 1995.

  2. Гурова Л.Л. Психология мышления. – М.: ПЕР СЭ, 2005.

  3. Дружинин В. Н. “Психология общих способностей”.
    – С.-Пб.: Питер, 2000.

  4. Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. –
    М.: Юрайт-Издат, 2004.

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

  6. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

  7. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1894

  8. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности
    человека. – М.: Логос, 2002.

  9. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. –
    М.: Издательство Современного гуманитарного университета, 2004.

Другие психологические классификации видов мышления

  1. Индивидуальные способности и их связь с памятью
  2. Способности
  3. Психология младшего школьного возраста
  4. Управление трудовыми конфликтами в организации
  5. Связь социально-психологической приспособленности и временной перспективы в юношеском возрасте
Оцените статью
Стояк
Adblock detector